Отношение человека, затраченное им время, его собственный интерес настолько велики, что такие измерители, как общественные затраты времени на образование, объемы информационных потоков, оснащенность учебных заведений и т.д. могут расцениваться как потерянные инвестиции с точки зрения примитивного практика, который рассчитывает на сиюминутную отдачу. Нацеленность на практическую целесообразность, попытки все просчитать, получить расчетный экономический эффект в краткосрочном периоде с большой степени вероятности приводят к тому, что господствует материальное, вещественное. Все, что связано с человеком, инвестированием в образование, здравоохранение, научные исследования в сфере изучения человека не имеют адекватной оценки в обществе и государстве. Знания, которые не могут сегодня, и сейчас «произвести станок», не могут быть оценены в действующих экономических показателях, зачастую не востребованы обществом.
Решение проблем инвестирования производства вообще, и человеческого капитала, прежде всего, связано с тем, что ключевую роль играют отдельные личности как на уровне субъекта экономических отношений, так и государства в целом. Инновационное (инвестиционное в человека) развитие носит в большей степени эмоциональный, чем рациональный характер. На наш взгляд, усиленное, но и одновременно упрощенное понимание инновационного развития, без инвестиций в человеческий капитал не даст ожидаемого результата. Инвестиционное развитие должно сопровождаться радикальным изменением отношения к человеческому капиталу. Необходимо обратить внимание на такой факт, как собственное отношение человека к процессу образования не только на стадии получении базовых профессиональных знаний, но и в течение всей жизни.
Сегодня, мы может только гипотетически утверждать, что личные временные затраты на профессиональное становление и поддержание профессионального статуса во многом определяется индивидуальными временными затратами и субъективной оценкой значимости образованности и профессионализма. Увеличение продолжительности трудоспособной жизни ставит на повестку дня еще один очень важный вопрос: соотношение инвестиций в человеческий капитал и уровень отдачи на различных временных интервалах человеческой жизнедеятельности. С одной стороны, у молодых людей больше ресурсов для освоения новых знаний, у пожилых людей процесс усвоения новых технологий и новой информации происходит сложнее. Но с другой стороны накопленный человеческий капитал позволяет «не открывать Америку». Необходимо учитывать и тот факт, что накопление человеческого капитала растягивается на продолжительный срок. Для его реализации требуется создание эффективных комбинаций из других факторов производства. Ведь не секрет, что значительное количество накопленного человеческого капитала используется не рационально. А об этом современная статистика, к сожалению, ничего не говорит.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области экономики и управления в настоящее время характеризуется увеличением времени в учебных планах специальностей, отводимом на лабораторные и практические занятия с компьютерными системами и технологиями, которые широко используются на практике. Такая тенденция вполне объяснима, с одной стороны, более высокими требованиями работодателей к знаниям и навыкам владения выпускниками современными информационными технологиями, а, с другой стороны, большей активизацией самостоятельной работы студентов и слушателей и соответственно большей эффективностью учебного процесса. Кроме того, дополнительные широкие возможности для самостоятельной работы студентов предоставляют системы дистанционного обучения (ДО), как с точки зрения повышения эффективности учебного процесса, так и с точки зрения использования приобретенных навыков работы в режиме ДО для совершенствования профессиональной деятельности в течение всей жизни.
К сожалению, используемые в настоящее время учебники и учебные пособия по информационным системам и технологиям, как и курсы ДО, не позволяют в полной мере студентам и слушателям самостоятельно приобретать навыки работы с системами и закреплять знания, приобретенные на лекциях и практических занятиях. Решение этой проблемы видится в объединении усилий специалистов-профессионалов, внедряющих информационные технологии в практику, и преподавателей вузов.
Применение информационных технологий в учебном процессе. В программе переподготовки специалистов “Финансы” Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ каждый пятый час (20%) учебного времени отводится лабораторным занятиям в компьютерном классе с применяемыми на практике информационными системами и технологиями. Учитывая то обстоятельство, что первичные навыки работы с компьютерными системами Windows, MS Word, MS Excel слушатели получают еще в школе и на первых курсах университетов, темы лабораторных работ базируются на ранее приобретенных навыках и знаниях.
Среди тем по специальности переподготовки “Финансы” можно назвать следующие:
1. Статистические финансово-экономические задачи в MS Exсel и в пакете Статистика.
2. Финансовые вычисления в MS Excel.
3. Разработка бизнес-планов в системе Project Expert.
4. Задачи маркетинга в MS Exсel.
5. Бухгалтерский учет в системе 1С-Бухгалтерия.
6. Управленческий учет в системе Галактика.
7. Программа “Игра на фондовой бирже”.
8. Программное обеспечение банковской деятельности.
9. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия.
Лабораторные работы проводят специалисты практики, хорошо владеющие информационными технологиями и предметной областью экономики и управления. Нам представляется, что в ближайшей перспективе будут востребованы знания и навыки по корпоративным информационным системам и, в частности, по системе SAP R/3. Поэтому в учебный план специальности “Финансы” мы предполагаем включить лабораторные занятия по модулям “Финансы” и “Бизнес аналитика” в системе SAP R/3. Также большой интерес у специалистов вызывают знания по интеллектуальным информационным технологиям, среди которых можно назвать методы и технологии вычислений в условиях неопределенности, а также применение нейронных сетей в экономике и управлении.
Парадигма современного образования – “обучение через всю жизнь” обусловлена тем, что выпускники вузов должны постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой уровень квалификации. Уже за время обучения в вузе студенты успевают получить вторую специальность. Большой сектор знаний и умений, объединяющий две или более специальностей, позволяет специалистам эффективнее использовать свой интеллектуальный потенциал. Организация процесса обучения людей различных специальностей с различным уровнем подготовки по дисциплинам, которые требуются для получения новой специальности, является достаточно трудным делом, особенно если речь идет о дистанционной форме обучения.
Система ДО может эффективно применяться, если студент обучается в комфортной среде обучения. Такая комфортная среда должна соответствовать его пожеланиям и уровню знаний по отдельным дисциплинам, его психофизиологическим характеристикам, которые позволяют определить форму представления учебных материалов, темп подачи материала, длительность освоения материала.