рефераты по менеджменту

Домохозяйство в качестве субъекта рыночных отношений и поведение потребителей на рынке

Страница
1

Введение

Актуальность темы работы.

Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Домашнее хозяйство – один из трех основных субъектов экономической деятельности (государство, предприятия, домашние хозяйства). Охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья. Домохозяйство – основная экономическая единица; одно или несколько лиц, добровольно живущих вместе, вместе готовящих пищу и извлекающих выгоду из совместного ведения хозяйства. Домохозяйство сопоставимо с компанией (фирмой) как базовой рыночной единицей. экономика домашнего хозяйства – исходная и простейшая форма экономической жизни социума. Поэтому ее теоретическое представление наиболее сложно.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение потребителей в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть домашнее хозяйство как звено логистической цепи;

2. дать понятие домашнего хозяйства;

3. Рассмотреть признаки домашнего хозяйства;

4. рассмотреть уровень благосостояния;

5. рассмотреть управление потреблением.

Объект исследования – домохозяйство как субъект рыночных отношений, рациональное поведение потребителей в рыночной экономике.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение потребителей в рыночной экономике.

Домашнее хозяйство как звено логистической цепи

В качестве логистических звеньев чаще всего рассматриваются предприятия-изготовители продукции, оптово-посреднические предприятия, предприятия-потребители продукции производственно-технического назначения, розничные торговые предприятия, предприятия транспорта.

В связи с этим необходимо остановиться на рассмотрении состава звеньев и каналов логистической цепи.

Ученые и практические работники подходят к их определению по-разному. Согласно одному из определений логистического канала под ним понимается "упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции, до ее конечных потребителей. Представляется чрезвычайно важным более внимательно отнестись к понятию "конечный потребитель (покупатель)" и дать его четкое определение.

Большинство авторов рассматривают в качестве конечных потребителей (покупателей) производственные и розничные торговые предприятия (РТП). И если в части движения продукции производственно-технического назначения (ППТН) это можно считать правомерным, то по движению потребительских товаров, или товаров народного потребления (ТНП) – нет. Например, А.М. Гаджинский, рассматривая принципиальную схему движения сахара от завода-изготовителя, выделяет три категории участников товародвижения: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов[1].Л.Б. Миротин и Ы.Э. Ташбаев, рассматривая варианты распределения товаров в зависимости от типа используемых каналов распределения, включают в число логистических звеньев предприятие-производителя, оптового продавца, мелкооптового продавца, торговое предприятие. При этом выражения "торговое предприятие" и "потребитель" понимаются авторами как синонимы[2].

Более правомерна точка зрения других авторов, считающих более широким, чем логистика понятие "управление цепью поставок", которое относится, в том числе, и к получению товаров конечными потребителями[3], а сама цепь поставок выглядит следующим образом (рис.1).

Рис.1. Управление цепью поставок.

Бизнес-логистика

Закупочная логистика

Менеджмент материалов

Физическое распределение

Сырье, детали и компоненты Первичная обработка или изготовление узлов

Завод Запас готовой продукции

Распределение по складам и оптовикам ––––– Розничная торговля –– Потребители

Следует отметить, что запасы домашних хозяйств как часть структуры совокупных материальных запасов национальной экономики (региона) находит признание среди ученых. [4].

Прямое статистическое наблюдение за материальными запасами домашних хозяйств не ведется, поскольку его просто невозможно осуществить и поэтому при оценке абсолютных размеров и структуры совокупного материального запаса национальной экономики России приходится исходить только из производственных, запасов незавершенного производства, товарных и транспортных запасов". Такой подход вполне правомерен и объясним. Однако доказательно утверждать при этом, что основную часть совокупных запасов составляют производственные и товарные запасы, можно лишь беря за весь совокупный запас его "урезанную" часть, исключающую запасы системы госрезерва и домохозяйств[5].

Следует подчеркнуть, что мощность потока товаров и услуг, идущего от предприятий торговли (услуг) в домохозяйства, весьма существенна. Так, в 2002 году расходы домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг составили 4785,1 млрд. руб., или 44,0% к валовому внутреннему продукту (ВВП). При этом собственно товарный поток равен 3707,7 млрд. руб (34,1% к ВВП), поток услуг – 1077,4 (9,9) (расчет авторов). В связи с этим возникает проблема изучения ассортимента товаров, потребляемых домашними хозяйствами, который насчитывает несколько десятков тысяч наименований изделий. Интересы планирования, оперативного управления товарной массой требуют их научно - обоснованной систематизации.

Важным условием изучения ассортимента товаров народного потребления является разработка потребительских комплексов, то есть классификация товаров по принципу их потребительского назначения. Исследование потребительских комплексов предполагает, с одной стороны, изучение развития самих потребностей, с другой – изучение конкретных форм и средств удовлетворения этих потребностей в определенных социально-экономических условиях. Примерами потребительских комплексов для непродовольственных товаров могут служить следующие: "Жилище. Благоустройство, ремонт и индивидуальное строительство", "Сад, огород, личное подсобное хозяйство", "Домашнее хозяйство" и т.д.

Понятие и признаки домашнего хозяйства

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту