рефераты по менеджменту

Образовательные сигналы на рынке труда

Страница
2

В разных странах неоднократно проводились исследования с целью определения влияния природных данных и способностей на результаты деятельности человека. Например, сравнивали близнецов, получивших различное образование и даже воспитание. Выводы у разных групп исследователей получались разные. По мнению одних, решающую роль играет среда, в частности полученное образование, по мнению других — способности и природные данные, определяющие не менее 2/3 наблюдаемых различий в их доходах. Кстати, оценки и выводы по этому вопросу важны для общества. Если справедлива теория инвестиций в человеческий капитал, а общество хочет уменьшить бедность, надо поддерживать детей из семей с низкими доходами. Если важнее способности, то следует тратить деньги на обучение в первую очередь способной молодежи.

Существует гипотеза отбора, согласно которой образование влияет на доходы, но прежде всего из-за того, что дипломированных специалистов изначально распределяют на такие рабочие места, где заработки будут более высокими. В этом случае диплом оказывается как бы входным билетом, позволяя его обладателю проникать на высокооплачиваемые рабочие места с перспективой служебного роста. Нередко производительность рабочего и его заработки больше определяются рабочим местом, которое он занимает, чем данными самого работника, в том числе его образованием.

Существует еще один подход к инвестициям в человеческий капитал, при котором подчеркивается значение социальных и политических аспектов процесса обучения. Некоторые исследователи подчеркивают, что важная цель обучения — внедрение в сознание людей тех ценностей и правил, которые важны для благополучия социума. В частности, обучение должно способствовать формированию дисциплинированной и управляемой рабочей силы. Те качества, которые поощряются в школьнике и студенте, — дисциплина, пунктуальность, ответственность — впоследствии потребуются и наемному работнику. Цель обучения и воспитания заключается еще и в том, чтобы люди малообразованные, с низким уровнем способностей и интеллекта и соответственно с низкими доходами не считали, что общество по отношению к ним поступает несправедливо, т.е. принимали «правила игры», несмотря на то, что по этим правилам они не оказались в числе преуспевших.

И, наконец, альтернативной по отношению к теории инвестиций в человеческий капитал является теория образовательных сигналов. Для работодателя диплом — это показатель не только квалификации претендента на рабочее место, но и его способностей, а также в какой-то мере целеустремленности, настойчивости, общего уровня культуры. Иногда для нанимателя важно лишь наличие диплома, а уровень конкретных профессиональных познаний может оказаться обстоятельством второстепенным. Работодатели стремятся получить информацию о будущем работнике в первую очередь с помощью его анкетных данных, так как это самый быстрый и дешевый способ получение сведений. Издержки на выяснение его знаний и способностей могут быть достаточно высокими.

В теории образовательных сигналов предполагается, что образование не повышает производительность работников, а лишь « сигнализирует» о ней, поскольку издержки на образование работника тем ниже, чем он способнее (а значит, и производительнее). Оказывается, работники и работодатели, опираясь на образовательные сигналы, могут принимать достаточно обоснованные решения.

Образовательные сигналы на рынке труда

В модели, представленной на рисунке, С и С/2 — издержки обучения соответственно неспособных и способных людей (издержки последних вдвое меньше). Работодатели верят, что работники, у которых есть диплом (или какой-либо иной документ, формально подтверждающий факт получения квалификации), имеют производительность вдвое большую, чем остальные. Соответственно заработную плату для них устанавливают также в 2 раза более высокую.

Предположим, работник получает диплом, проучившись е* лет. Для него целесообразно выбирать тот уровень образования, при котором разница между выгодами (заработной платой) и издержками от образования максимальна. Выясняется, что неспособным работникам лучше не стремиться к получению заработной платы 2 ед. ценой обучения е* лет: в этом случае разница между выгодами (отрезок Be*) и издержками обучения С (отрезок De*) меньше их первоначальной заработной платы, равной 1 ед., т.е. BD ОА. Таким образом, образовательный сигнал действует вполне успешно. Но это происходит не всегда.

Снижение образовательных сигналов с е* до е' сделает выгодным обучение как для работников с издержками на образование, равными С, так и для работников с издержками на образование, равными С/2, поскольку GH > ОА и GK > ОА. В этом случае образование перестает служить для работодателей механизмом отбора. При найме им явно следует повысить требования в отношении образования.

Чрезмерное повышение требуемого уровня образования претендентов (и соответственно продолжительности их обучения с е* до е ') также нерационально, поскольку в этом случае стимулы к обучению потеряют даже способные люди: LM < ОА. Сигнальное значение образования будет утрачено, наниматели не смогут различить более и менее способных и производительных работников.

Каким же должен быть этот сигнал, чтобы уровень образования, положенный в его основу, оказался оптимальным? Он должен соответствовать минимальному уровню образования, позволяющему успешно различать работников двух типов. Таким оптимальным уровнем образования является е**. При менее высоком уровне требований его станут приобретать оба типа работников, при более высоком (например, е*) образовательный сигнал действовать будет, но издержки работников на его приобретение будут больше необходимых на величину е* - е**. Для фирмы невыгодно предъявлять столь завышенные требования к работникам, поскольку те из них, которые затратили на обучение е* лет, обойдутся при найме дороже, чем потратившие на обучение е** лет. Если на рынке труда и рынке образовательных услуг действует конкуренция, то окажутся невыгодными и чрезмерно продолжительное обучение для работников, и чрезмерные запросы работодателей. Все-таки образование — не только сигнал о способности, в действительности оно повышает производительность работника.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту