Инвестиции в образование являются основным, наиболее широко распространенным и глубоко исследованным направлением инвестиций в человеческий капитал. 60% разницы в доходах людей приходится на разный уровень образования, а 40% -- на все остальные факторы: здоровье, природные способности, социальное происхождение. Насколько в реальной жизни выгодны инвестиции именно в образование? Оказывается, работники и работодатели, опираясь на образовательные сигналы, могут принимать достаточно обоснованные решения.
Если человеческий капитал — это своего рода актив, то любая деятельность, которая повышает качество рабочей силы и ее способность получать или приносить доход, может рассматриваться как инвестиции в человеческий капитал.
Инвестиции в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, будучи связаны с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своем здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Занятия спортом, аэробикой и т.п. могут вполне реально повысить продуктивность и конкурентоспособность человека в сфере трудовой или предпринимательской деятельности. Занятия человека по обучению навыкам быстрого чтения или направленные на улучшение памяти улучшают его способности к обучению.
Инвестиции в человеческий капитал — это не только затраты человека, наращивающие его человеческий капитал (расходы на образование, приобретение трудового и жизненного опыта, улучшение здоровья, внешности и т.п.), но и расходы на миграцию и на поиск работы. Первое направление вложений повышает ценность работника как ресурса, второе способствуют его реализации на рынке труда (тем самым повышая доходы работника) за счет затрат по продаже.
Целью инвестиций в человеческий капитал может оказаться не только увеличение дохода, но также приобретение власти и/или статуса (престижа). Эти жизненные блага сравнимы по значимости с доходом, и хотя все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены, их все же нельзя смешивать; человек может даже пожертвовать текущим доходом ради статуса или власти. По-видимому, наиболее общей целью человека, по существу, включающей все остальные цели инвестирования, выступает повышение качества его жизни.
Инвестиции в образование являются основным, наиболее широко распространенным и глубоко исследованным направлением инвестиций в человеческий капитал. Согласно данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходится на разный уровень образования, а 40% — на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). В рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд. Подобную закономерность обычно объясняют тем, что обучение повышает квалификацию и производительность работника, вырабатывает специальные навыки, знания и привычки к добросовестному труду, дисциплине и организованности, полезные в трудовой деятельности. Правда, существует и другая точка зрения: более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника более полезным работодателю.
Эмпирические исследования зарубежных ученых показали, что:
с ростом уровня образования средние заработки людей также растут;
графики «возраст — доход» имеют выпуклую форму, так как в начале трудовой жизни заработки растут особенно быстро;
с ростом трудового стажа различия в заработках, связанные с образованием, увеличиваются.
Решение человека о получении (или повышении) образования можно рассматривать как решение инвестиционное, предполагающее сравнение издержек и ожидаемых выгод от инвестиций. Издержки могут быть разовыми или многократными, поскольку обучение требует времени, а выгода заключается в ожидаемой разнице потока доходов. На решение о получении высшего или иного образования влияют не только прямые расходы (плата за образование, за учебники, за проезд и т.п.), но и альтернативные издержки — упущенный доход от незаработанных денег.
Обучение может быть связано с издержками и выгодами неденежного характера. К неденежным издержкам можно отнести необходимость посещать скучные лекции и сдавать экзамены (это и стресс, и возможное унижение — особенно неприятные для людей в зрелом возрасте). Могут возникать семейные проблемы, если человек мало времени уделяет общению с детьми, выполнению домашних обязанностей. У людей малоспособных, с плохой памятью обучение может вызывать тяжелые переживания, чувство собственной неполноценности, потерю веры в себя, зависть и т.п. Неденежные выгоды — это удовольствие от процесса обучения, радости студенческой жизни, новые приятные и полезные (особенно в будущем) знакомства, возможность найти спутника жизни среди перспективных и образованных людей, хорошие шансы на престижную и интересную работу, на карьеру и т.п.
Насколько в реальной жизни выгодны инвестиции именно в образование?
Оценивая норму отдачи от дальнейшего образования, можно завысить выигрыш от него, поскольку при оценке не разделяется вклад в повышение заработной платы, инвестиций в образование и способностей человека, которые могут вызвать рост будущих доходов и без дополнительного образования. Кроме того, существует возможность погрешности выбора, связанная с низкими альтернативными (в том числе неденежными) издержками обучения в случаях, когда человеку просто не остается другого выхода, кроме как идти учиться, например, если его физические возможности ограничены.
Поскольку расчеты неизбежно связаны с целым рядом погрешностей, а неденежные аспекты издержек и выгод учитывать очень непросто, правильнее было бы в качестве выгод от инвестиций в человеческий капитал рассматривать не разницу в ожидаемых доходах, а прирост ожидаемой полезности, и именно эту величину сравнивать с расходами. Если быть более точным, то при расчете надо учитывать не только денежные затраты (прямые и альтернативные), но и потерю полезности, связанную с неденежными тяготами и неудобствами. Естественно, что подсчитать и соизмерить неденежные издержки и выгоды сложно, но в реальной жизни люди, принимая решения, именно так и поступают. Кстати, аналогичным образом могут анализироваться любые инвестиции, способствующие наращиванию человеческого капитала или повышению его рыночной цены (затраты на занятия спортом, миграцию, саморекламу, поиск работы и т.п.).
В зарубежной литературе теория инвестиций в человеческий капитал отнюдь не считается бесспорной. Наиболее спорной остается проблема способностей. Что больше сказывается на продуктивности труда: способности или образование? Более способные люди (с более высоким уровнем интеллекта), с большей мотивацией к обучению, из обеспеченных семей скорее поступят в вуз, и доход их в будущем будет больше. Следует учитывать, что в образовании и в работе люди часто преуспевают благодаря набору одних и тех же качеств, поэтому существует положительная корреляция между способностями и доходами. Поэтому остается неясным, какая часть роста дохода является следствием инвестиций в человеческий капитал, а какая — способностей.