· формирование ведомости комплектации - списка материалов и комплектующих, необходимых для изготовления изделия, с указанием их точного количества. Запускается бизнес-процесс «Доставка материалов со склада»
Рисунок 2.5 Бизнес-процесс «Технологическая проработка заказа»
Бизнес-процесс «Доставка материалов со склада»:
Запускается после выполнения бизнес-процесса «Технологическая проработка заказа». На основании ведомости комплектации формируется накладная на получение материалов, которая передается на склад. Если материалы есть на складе, то они передаются в производство вместе с накладной на передачу материалов. Если требуемых материалов нет на складе, то формируется ведомость на закупку, которая передается директору цеха. Технологическая операция «Установить наличие материалов» данного бизнес-процесса является так же технологической операцией вспомогательного бизнес-процесса «Работа склада».
Рисунок 2.6 Бизнес-процесс «Доставка материалов со склада»
Бизнес-процесс «Работа бухгалтерии»
Работа бухгалтерии заключается в следующем:
· материально-финансовый контроль;
· предоставление необходимой информации директору цеха (договоры, счета, отчёты, сводки и т.д.);
· расчет заработной платы сотрудников;
· начисление выплат в муниципальные службы (пенсионный фонд, коммунальные службы, налоговая и т.д.).
Рисунок 2.7 Бизнес-процесс «Работа бухгалтерии»
Бизнес-процесс «Работа склада»
Недостающие материалы доставляются на склад от поставщиков. Затем поступают в производство для выполнения заказов. В состав данного бизнес-процесса входит технологическая операция «Установить наличие материалов» бизнес-процесса «Доставка материалов со склада» (см. выше). Технологические операции данного бизнес-процесса не связаны между собой напрямую.
Рисунок 2.8 Бизнес-процесс «Работа бухгалтерии»
Для проведения анализа, оптимизации или перестройки своей деятельности, компании необходимо иметь актуальную модель своих бизнес-процессов, отражающую его структуру и все процессы, происходящие в нем. Бизнес-процессы нашего цеха мы выделили на предыдущем шаге. Такая модель дает наглядный материал для анализа происходящего в компании, показывает "узкие места" в ее деятельности, выявляет возможные риски и непроизводительные затраты, которые несет компания в своей деятельности вследствие дублирования функций и зон ответственности. Для построения такой модели необходимо провести (и постоянно обновлять в соответствии с происходящими изменениями) анализ бизнес-процессов и структуры компании. По результатам анализа выбираются бизнес-процессы, требующие изменений. Может быть принято решение о проведении оптимизации выбранных бизнес-процессов. Оптимизация - это сравнительно небольшие изменения, направленные на улучшение существующих бизнес-процессов. Оптимизация нужна, если в целом бизнес-процессы работают, но не приносят больших проблем и потерь (не угрожают существованию предприятия). Автоматизация системы управления предприятием так же подразумевает оптимизацию бизнес-процессов данного предприятия.
Начнем анализ выявленных бизнес-процессов. Для начала проведем оценку бизнес-процессов по степени удовлетворения критическим факторам успеха (КФУ).
3.1 Оценка бизнес-процессов по степени удовлетворения критическим факторам успеха.
Для оценки степени удовлетворения бизнес-процессов критическим факторам успеха предприятия используют матрицу сопоставления, столбцы которой соответствуют сформулированным КФУ, а строчки выделенным бизнес-процессам. В клетках матрицы проставляют оценку соответствия процесса КФУ по пятибалльной системе. После заполнения по каждому процессу нужно просуммировать оценки и количество задействованных КФУ. Низкие оценки процесса говорят о том, что его нужно оптимизировать или заменить сочетанием новых бизнес-процессов.
Таблица 1.
Матрица сопоставления бизнес-процессам предприятия КФУ.
Бизнес-процессы |
Высокое качество продукции |
Удобство обслуживания |
Скорость обработки инф-ии |
Расширение ассортимента |
Средний балл |
Оформление заказа |
х |
3 |
3 |
х |
3 |
Выполнение заказа |
4 |
3 |
3 |
х |
3,3 |
Доставка заказа |
х |
5 |
4 |
х |
4,5 |
Разработка новой модели |
4 |
х |
x |
5 |
4,5 |
Технологическая проработка заказа |
3 |
3 |
3 |
х |
3 |
Доставка материалов со склада |
х |
3 |
3 |
х |
3 |
Работа бухгалтерии |
х |
х |
3 |
х |
3 |
Работа склада |
х |
3 |
3 |
4 |
3,3 |
Проанализировав полученную матрицу, можно увидеть, что в основном преобладает средняя оценка – три. В целом все процессы происходят довольно медленно, так как обработка информация производится вручную, а это приводит к временным задержкам и ошибкам. Как следствие, время подготовки и выполнения заказа непозволительно затягивается. Для устранения выявленных недостатков необходимо провести оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов.
Кратко о методах оптимизации бизнес-процессов.
Перечислим некоторые методоы оптимизации бизнес-процессов.
1. Метод параллельного выполнения технологических операций бизнес-процесса. Этот метод позволяет сократить общее время выполнения бизнес-процесса. В настоящий момент длительность бизнес-процессов играет решающую стратегическую роль для компании, определяет ее конкурентоспособность и выживаемость на динамичном конкурентном рынке.