Бизнес процесс: «Оформление заказа» - Продавец принимает заказ от покупателя, оформляет договор, принимает предоплату. Предоплата передается в бухгалтерию. Информация о заказе поступает директору, и запускается следующий бизнес-процесс «Выполнение заказа».
2. Табличный.
Для целей анализа и оптимизации деятельности компании текстовое описание бизнес-процессов не оптимально. Дело в том, что описание бизнес-процесса в текстовом виде системно рассмотреть и проанализировать невозможно. Текстовая информация воспринимается человеческим мозгом последовательно. Например, когда человек читает регламент и доходит до его конца, он практически всегда забывает про то, что было в начале документа. Второй недостаток текстового представления бизнес-процесса заключается в том, что человеческое сознание устроено так, что оно может работать эффективно только с образами. При восприятии и анализе текстовой информации человеческий мозг раскладывает ее на ряд образов, на что уходят дополнительное время и умственные усилия. Поэтому при использовании текстового описания бизнес-процессов производительность и качество решений по оптимизации деятельности оставляют желать лучшего, что особенно сильно проявляется, когда решение принимается группой людей.
В свое время специалисты по информационным технологиям разработали более структурированный подход к описанию бизнес-процессов. Ими было предложено разбить бизнес-процесс по ячейкам структурированной таблицы, в которой каждый столбец и строчка имеют определенное значение. Данную таблицу читать проще, из нее легче понять, кто за что отвечает, в какой последовательности в бизнес-процессе выполняются работы, и, соответственно, бизнес-процесс проще проанализировать. Табличная форма описания бизнес-процессов более эффективна по сравнению с текстовой и в настоящее время активно применяется специалистами по информационным технологиям для описания бизнес-процессов в приложении к задачам их автоматизации.
Таблица №1.
Табличное описание бизнес-процесса «Оформление заказа».
№ |
Операция |
Ответствен-ный |
Что (Вход) |
От кого (Поставщик) |
Что (Выход) |
Кому (Клиент) |
1 |
Принять заказ |
Продавец |
Заказ |
Покупатель |
- |
- |
2 |
Оформить договор |
Продавец |
- |
- |
Договор |
Директор, б-п. «Выполне-ние заказа». |
3 |
Получить предоплату |
Продавец |
Предоплата |
Покупатель |
Предоплата |
Бухгалтерия |
3. Графический.
В последнее время стали интенсивно развиваться и применяться при описании бизнес-процессов графические подходы. Признано, что графические методы обладают наибольшей эффективностью при решении задач по описанию, анализу и оптимизации деятельности компании.
Оказалось, что графика хороша тем, что графическая информация, расположенная в поле зрения человека, воспринимается его мозгом одновременно. Второе преимущество в том, что менеджер, как и любой человек, имеет правополушарное мышление и мыслит в виде образов. Любую текстовую информацию он переводит в образы. В случае, когда ему представляется информация в виде графических образов, значительно возрастают его возможности анализа и принятия решений.
Рисунок 2.1 Бизнес-процесс «Оформление заказа»
В данной работе мы будем описывать бизнес-процессы текстовым способом и графически.
2.3 Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха.
Итак, проанализировав деятельность мебельного цеха и проведя предпроектное исследование, мы смогли выделить четыре основных бизнес-процессов мебельного цеха:
1. Оформление заказа;
2. Выполнение заказа;
3. Доставка заказа покупателю;
4. Разработка новой модели.
и четыре вспомогательных бизнес-процесса:
5. Технологическая проработка заказа;
6. Получение материалов со склада;
7. Работа склада;
8. Работа бухгалтерии.
Первый бизнес процесс мы описали в предыдущем шаге. Опишем остальные.
Бизнес-процесс «Выполнение заказа»
В состав данного бизнес-процесса входят два вспомогательных бизнес-процесса - «Технологическая проработка заказа» и «Доставка материалов со склада» (их мы подробно опишем ниже). Директор поручает заказ конкретному мастеру. После получения технологической документации и необходимых материалов со склада, начинается изготовление заказа. Мастер ведет всю работу, начиная с распилки пиломатериалов и заканчивая обтяжкой мебели тканью. После окончания работ запускается следующий бизнес-процесс «Доставка заказа».
Рисунок 2.2 Бизнес-процесс «Выполнение заказа»
Бизнес-процесс «Доставка заказа»:
Запускается после бизнес-процесса «Выполнение заказа». Информация о готовности заказа поступает в магазин. Продавец связывается с заказчиком и договаривается о времени доставки. Затем создает документы на получение заказа, остатка оплаты и гарантийный талон. Документы передаются водителю, который забирает заказ с мастерской и доставляет его заказчику. Подписанные документы и остаток оплаты передаются в бухгалтерию.
Рисунок 2.3 Бизнес-процесс «Доставка заказа»
Бизнес-процесс «Разработка новой модели»
Дизайнер-технолог цеха, изучая спрос покупателей, создает новую модель мягкой мебели. Если директор одобряет новую модель, то проект передается в мастерскую для дальнейшего изготовления, а оттуда в магазин. Продавцы в магазине предлагают новую модель покупателям.
Рисунок 2.4 Бизнес-процесс «Разработка новой модели»
Бизнес-процесс «Технологическая проработка заказа»
На этом этапе выполняется две основные задачи:
· коррекция рабочих и сборочных чертежей и выпуск технологической документации: карт раскроя материалов, таблиц операций и т.д. Документация передается в производство;