Оценка персонала
Говоря об оценке персонала на нашем предприятии, хочется отметить, что нам удалось в корне изменить отношение сотрудников к данной процедуре, вывести понимание необходимости аттестации за рамки частных вопросов о повышении заработной платы или о продвижении по должностной лестнице.
Под аттестацией мы понимаем механизм, позволяющий определять приоритетные направления в работе с персоналом, задать вектор развития HR-стратегии предприятия в целом. Результаты аттестации позволяют нам не только принимать управленческие решения по сотрудникам, но и мотивировать их к развитию личностной и профессиональной компетенции.
Основные задачи:
определение соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудника требованиям должности, а также анализ его мотивации на их использование;
выявление личностного потенциала сотрудника, необходимого для эффективной работы на существующей или перспективной должности;
планирование карьерного роста и ротации сотрудников внутри предприятия;
определение направления развития и обучения сотрудников.
Для объективной оценки персонала в «ПО Элтехника» существуют четкие критерии. При их разработке мы учитывали, что критериев не должно быть слишком много, они должны легко измеряться и отражать реальное производственное поведение работников.
Главные критерии оценки сотрудника:
основные достижения за аттестационный период и их результат для предприятия;
уровень исполнения функциональных обязанностей;
оценка результатов работы:
степень профессиональной подготовки,
сроки выполнения порученной работы,
качество работы;
деловые и личностные качества;
управленческие качества (для руководителей и специалистов, планируемых на выдвижение).
Оценка персонала не просто констатирует факты и отражает реальные результаты работы, но и позволяет определить задачи на предстоящий период. Зачастую сотрудники за ежедневной рутиной перестают видеть ориентиры, промежуточные или конечные цели своего труда. Аттестация в таком случае – не панацея, но довольно эффективный инструмент, с помощью которого мы расставляем приоритеты, обозначаем контрольные точки, а также закрепляем в сознании сотрудника образ желаемого результата.
Обучение
В ОАО «ПО Элтехника» внутреннее и внешнее обучение персонала соответствует стратегическим планам предприятия. Процессный подход здесь заключается в том, что каждый сотрудник может выступить как в роли обучаемого, так и в роли обучающего.
Большое внимание мы уделяем внутренним образовательным мероприятиям, которые проводят специалисты и руководители предприятия: техническим тренингам, тренингам продаж, семинарам по системе менеджмента и т.д.
В свою очередь внешние тренинги, помимо специальных навыков, дают возможность совершенствовать навыки работы в команде и построения эффективных коммуникаций. Чем выше сотрудник поднимается по иерархической лестнице, тем больше внимания уделяется развитию его управленческих навыков.
С уверенностью можно сказать, что каждый сотрудник нашего предприятия заинтересован и в самообразовании, повышении уровня своей компетентности, т.к. результаты его профессионального развития напрямую связаны с системой мотивации и влияют на размер премии, которую он получает.
Мотивация
С 2007 года в ОАО «ПО Элтехника» внедряется новая система мотивации. Теперь мотивационный пакет сотрудника включает в себя:
гармонизированный оклад, соответствующий квалификации;
премию за результат;
бенефиты.
Гармонизированный оклад рассчитывается с учетом:
вклада конкретной должности в общий результат работы предприятия;
ее отношения к остальным должностям;
оценки данной должности на рынке труда.
Премия выплачивается на основании значения интегрального показателя результативности (ИПР), который оценивается по двум направлениям:
выполнение личного плана развития;
текущая деятельность.
Бенефиты выплачиваются в рамках социальной программы, дифференцированной в зависимости от статуса сотрудника и стажа работы на предприятии.
Процессный подход во внедрении системы мотивации заключается в том, что мы нацеливаем сотрудников в первую очередь на результативность в развитии своего отдела и всего предприятия, а не только на улучшение личных результатов.
Благодаря внедрению системы мотивации, во 2–3 квартале 2007 г. объем работ по развитию подразделений увеличился на 40%, на 20% выросло количество реализованных совместных проектов руководителей по улучшению работы подразделений и отделов.
В настоящий момент система мотивации работает на уровне руководителей подразделений (структурных единиц). Скоро она распространится на уровень ведущих специалистов и специалистов.
Применив процессный подход, мы значительно снизили риски и увеличили эффективность управления персоналом. Теперь сотрудники предприятия имеют достаточную мотивацию для точного исполнения процессов, так как лично отвечают за то, чтобы бизнес-процесс переходил с этапа на этап. Появилась возможность накапливать статистические данные об исполнении регламентов процесса руководства HR, оценивать и управлять его результативностью.