Рациональной организации хранения товаров в розничной торговой сети способствует наличие специальных помещений, использование торгово-технологического оборудования, механизация и автоматизация труда, соблюдение норм товарных запасов и сроков реализации.
Продовольственные товары, особенно скоропортящиеся, в силу физико-химических и биологических свойств подвержены влиянию воздушной среды, влаги, солнечных лучей, температуры и других факторов. При этом могут происходить изменения качества и количества товара, возникать товарные потери (утечка, усушка, распыл, порча и т.п.).
Чтобы качество товара не ухудшилось руководителю необходимо создать определенные условия, обеспечивать режим хранения. Основными показателями, характеризующими режим хранения пищевых продуктов, являются температура и относительная влажность воздуха, санитарно-гигиенические условия, освещенность и вентиляция помещений. Большое значение имеют также правильное размещение и укладка товаров, соблюдение правил товарного соседства.
Температура воздуха оказывает существенное влияние на сохранность пищевых продуктов. Большую часть из них необходимо хранить при низких температурах в охлаждаемых кладовых, холодильных шкафах, камерах, холодильных прилавках, что способствует прекращению или замедлению биологических процессов, происходящих в товарах, снижает потери.
Отрицательное воздействие на товары оказывает высокая температура, а также ее резкие перепады. Несоблюдение температурного режима ускоряет физико-химические процессы, способствует конденсации влаги на поверхности продуктов, сокращает сроки реализации, что в целом приводит, например, физическому бомбажу консервов и плесневению мясных изделий.
Относительная влажность воздуха, так же как и температура, имеет большое значение для хранения. Относительная влажность – это отношение количества водяных паров, находящихся в воздухе, к тому количеству их, которое полностью насыщало бы воздух при той же температуре. Руководитель должен сам периодически измерять влажность воздуха с помощью психрометра. Он должен учитывать, что для хранения каждого вида товаров установлены определенная температура и относительная влажность. Например, мясные продукты хранятся в холодильных камерах при температуре не выше +6°С.
Освещенность помещений также оказывает влияние на качество товаров при хранении. Продукты, богатые жиром, под воздействием солнечных лучей портятся, овощи – прорастают, зеленеют. Некоторые продукты лучше хранятся в светлых помещениях, так как солнечный свет способствует уничтожению микробов и вредителей.
Наряду с освещенностью руководитель должен обеспечивать и вентиляцию помещений, которая может быть естественной и принудительной. Вентиляция и циркуляция воздуха необходимы для поддержания оптимальной температуры и влажности воздуха, удаления паров и газов, выделяемых продуктами во время хранения.
При хранении товаров руководитель должен обращать внимание на их правильное размещение и укладку. Директор фирмы “ЭЛТИ” В.Б. Иванов постарался максимально использовать арендованную площадь под емкости кладовых. Он лично следит за правильным размещением товаров по группам, видам и сортам. Особое внимание он обратил на хранение копченых изделий. Они хранились в отдельном, хорошо проветриваемом помещении.
Стеллажи и штабеля располагают на расстоянии 50-70 см от стен и не менее 1 м от отопительных приборов и канализационных труб. Высота укладки зависит от вида и прочности тары, характера товара, степени механизации труда в магазине и должна соответствовать правилам и нормам техники безопасности.
Руководитель должен строго следить за соблюдением санитарного режима при хранении продуктовых товаров.
При хранении важно соблюдать и сроки реализации, которые установлены стандартами, техническими условиями и правилами розничной торговли отдельными товарами.
Развитие и совершенствование материально-технической базы розничной торговли, рационализация товароснабжения, увеличение объема производства фасованных товаров, организация транспортировки и продажи товаров в таре-оборудовании позволяет значительно уменьшить сроки хранения и площадь кладовых в магазинах, сократить товарные потери.
3.3.3. Организация и использование рекламы
Без тактики продвижения товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество, как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения или рекламной кампании.
В современных условиях руководитель должен сознавать, что реклама - необходимый элемент производственно-сбытовой деятельности, способ создания рынка сбыта, активное средство борьбы за рынок. Именно в силу этих ее функций рекламу называют двигателем торговли.
Реклама - это печатное, рукописное, устное или графическое осведомление о лице, товаре, услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателя и оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного одобрения.
Проводя рекламную компанию руководитель должен учитывать: во-первых, подготовить рынок (потребителя) к благоприятному восприятию нового товара; во-вторых, поддерживать спрос на высоком уровне на стадии массового производства товара; в-третьих, способствовать расширению рынка сбыта. В зависимости от стадии жизненного цикла товара меняются масштабы и интенсивность рекламы, соотношение между престижной рекламой (реклама фирмы-экспортера, компетентности ее персонала и т. д.) и товарной (т. е. рекламой конкретного товара); меняются также способы ее распространения, обновляются ее аргументы, подбираются более свежие, более оригинальные идеи.
Хотя расходы на рекламу значительны, особенно при публикации объявлений в зарубежной прессе, участии на выставках и ярмарках и т. д., затраты эти вполне оправданы. Во-первых, отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены товара, и продажа их соответствующего количества компенсирует затраты. Во-вторых, без рекламы торговля, как правило, идет вяло, приносит убытки, нередко многократно превосходящие расходы на рекламу. Как показывает международная практика, рекламные расходы составляют в среднем 1,5-2,5% стоимости реализуемых товаров производственного назначения и 5-15% по товарам бытового назначения.
Подготовка рекламных материалов - сложное и ответственное дело, требующее специальных знаний и значительной практики. Руководитель должен знать, что по мастерству рекламирования, качеству рекламных текстов и фотографий потенциальный потребитель составляет первое впечатление о предприятии-экспортере и невольно, подсознательно переносит свое мнение о качестве рекламы на выпускаемый товар. Чтобы изменить это мнение в лучшую сторону, придется потратить много труда и средств. Поэтому руководитель должен требовать, чтобы реклама была безукоризненной, в противном случае она превращается в свою противоположность - «антирекламу».