3.1 Общая характеристика магазина «Элти»
При основании магазина «ЭЛТИ» директор В.Б.Иванов ставил перед собой четкие цели:
· изучение потребителя;
· исследование мотивов его поведения на рынке;
· анализ собственно рынка предприятия;
· исследование продукта и вида услуг;
· анализ форм и каналов сбыта;
· анализ объема товарооборота предприятия;
· изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
· исследование рекламной деятельности;
· определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
· изучение «ниши» рынка.
После детального изучения рынка были заключены выгодные контракты. Затем усилия были направлены на обеспечение планомерного поступления товаров в розничную торговую сеть в течение всего месяца. Не менее важно было добиться равномерного поступления товаров в течение всей недели.
Основные сведения о предприятии «Элти» указаны в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика предприятия «Элти»
Вид деятельности |
Оптовая и розничная торговля продуктами питания |
Юридический адрес |
г. Калуга, ул. Красноармейская 5 |
Основные товары |
рыбопродукты копченые, изделия колбасные копченые, сосиски |
Годовой оборот |
620 000 тыс. руб |
Дата создания фирмы |
10.06.94 |
Число сотрудников |
27 |
Собственность |
частная |
Импортные товары |
продукты питания |
Руководитель фирмы «ЭЛТИ» В.Б. Иванов с самого начала сделал акцент на ценовой политике. В современных рыночных отношениях очень важен показатель «цена-качество». Поначалу все трудности заключались в поиске выгодных поставщиков. Закупочный товар должен быть хорошего качества с относительно низкой ценой. В.Б. Иванов убедился в том, что необходимо закупать товар непосредственно у производителей (рыбозаводы и мясокомбинаты), минуя перекупщиков. Подобная политика скоро принесла свои плоды. Получаемая продукция подвергалась окончательной обработке и расфасовке. Затем она укладывалась в фирменную упаковку «ЭЛТИ».
В таблице 2 рассмотрен рост общей прибыли компании «ЭЛТИ» за последние четыре года:
Таблица 2.
Динамика общей прибыли компании «Элти»
1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
4% | 6% | 10% | 18% |
Обеспечение эффективной деятельности в управлении позволило фирме за два последних года значительно увеличить свою производительность. До конца 2002 года ожидается повышение прибыли на 21%.
3.2. Планирование и организация предприятия
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по планированию и организации должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Сформулируем основные преимущества, которые нам дает планирование:
· устранение неопределенности
· точное определение целей и действий по их достижению
· появление осмысленности в деятельности
· избежание ошибок в будущей деятельности
· возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации
опережая время
Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Управление предприятием руководитель осуществляет на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.
При организации предприятия руководитель должен учитывать следующие факторы:
· характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
· климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
· интерьер и производственный дизайн;
· характер материальных и моральных стимулов;
· морально–психологический климат в производственном коллективе;
· формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
· состояние социально материальной среды работающих.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов.
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.