Итак, управленческая (менеджеральная) проблематика уходит корнями в систему среднего образования. В современных школах отсутствует раннее выявление и развитие управленческих способностей учащихся, преобладает предметный способ обучения, в силу чего нераскрытым и неосмысленным остается социальный потенциал молодого человека.
Попытка обучения молодых людей управлению в вузах является запоздалой по времени актуализации их управленческих способностей, охватывает управленческими навыками лишь незначительную часть молодежи.
В недавнем прошлом управленцы формировались в технической среде, которая не давала необходимых знаний в области управления социальными процессами, что подменяло на практике системное управление технократическим.
Все это в определенной степени ограничивает возможности и базу выбора современных руководителей, способных стратегически мыслить, с высокой степенью точности прогнозировать явления реальной действительности, ставить высокие цели и добиваться их реализации.
По мнению ученых, система знаний и навыков управленческой деятельности, приоритетных для управления качеств личности (конструктивный замысел преобразований, руководящая идея, системное освоение действительности) могут быть предметом самоанализа лишь в период становления личности: в школе, колледже, вузе. Именно в это время у молодого человека развивается способность к творчеству, самоуправлению на основе вырабатываемых установок. К сожалению, в школе эти ценности усваиваются в готовом виде в процессе учебы, а личные пробы осуществляются под влиянием авторитетов. Лишь немногим, особо выдающимся людям, удается впоследствии пересмотреть взгляды, сломать стереотипы, освоить целостное восприятие социальной действительности. Таким образом, именно в средней школе необходимо начинать управленческую подготовку школьников, которая должна стать общеразвивающей. Пока целостного общеразвивающего образования и воспитания недостает ни вузам, ни средней школе, а через них порождаются условия для расширенного воспроизводства ошибок в управлении.
Итак, сегодня нужны управленческие кадры, обладающие целостным, природосообразным мышлением, умеющие правильно оценивать, преобразовывать процессы и явления, обеспечивать социально-экономический рост, владеющие навыками разработки и реализации инновационных стратегий и управленческих проектов.
Заключение
1.Феномен управления порождает управленческий образ мышления. Однако, как полагают многие исследователи, в ходе своей эволюции теория и практика управления подошли к рубежу, когда необходимо интегрировать разрозненные модели предмета исследования. Следует выстроить управленческую метатеорию на основе целостной концепции, объединяющей методы и идеи социологии, экономики, психологии, культурологии, философии, менеджмента. Главной проблемой, которая как бы стоит на пути превращения управления в науку, является сам человек. Его поведение непредсказуемо, поскольку определяется множеством факторов и обстоятельств – ценностями, потребностями, мировоззрением, установками, уровнем волевых усилий, т.е. тем, что невозможно предвидеть и учесть.
2. при овладении средствами и методами методологии происходит не просто качественный сдвиг в бытии способностей, их трансформации — меняются основополагающие ориентиры и опоры. Идентификация с методологической позицией, присущими ей основаниями интеллектуального и мотивационного характера превращается иногда не только в условие успешности решения прежних задач и проблем, реализации прежней типодеятельностной функции, но и в самостоятельную значимость, более важную, чем прежнее типодеятельностное бытие. Происходит качественная смена деятельностного «Я» и переоценка прежних типодеятельностных «Я» целостности «Я» специалистов.
3. В качестве основного направления развития управленческого мышления, совершенствования процесса принятия управленческих решений, повышения их качества следует использовать моделирование управленческих решений. В частности, можно использовать традиционные экономические модели, получившие название «Балансы». Однако это не единственно возможный и не самый лучший вариант моделирования принимаемых решений. Можно предложить несколько альтернативных вариантов.
Группа моделей «План» предполагает существование действующей системы, для которой разрабатывают форму задания цели, определенный порядок действий по ее достижению, необходимые для этого ресурсы. План в зависимости от уровней системы управления организацией может быть стратегическим, инновационным и оперативным (бизнес-план). В стратегическом плане вырабатывается реакция предприятия на изменения во внешней среде, корректируются цели; деятельности в соответствии с его миссией, выбирается стратегия/поведения на рынке на определенный период времени. Модель «Прогноз» (индикативный план) отображает действующую систему управления в будущем. Этот вид моделей является исследовательским инструментом. С его помощью становится возможным расширить сведения о потенциальном уровне рассматриваемой организации. Этот тип моделей используется на стратегическом уровне управления организацией. Модель «Программа» во многом аналогична плану. Ее отличие от плана состоит в том, что программа не предполагает заранее имеющихся исполнителей, поскольку последние определяются в процессе реализации программы. В этом аспекте программа близка прогнозу. Программа является не просто моделью задания целей, но и моделью задания организационной структуры управления, возможно новой, которая должна достичь поставленную цель.