- будут сопряжены все потоки информации, информационных ресурсов, компьютерно - телекоммуникационных сетей как структур, входящих в систему ИКС, так и других формирований АПК и будет обеспечен доступ всем сельскохозяйственным организациям к этой информации;
- будут созданы условия получения информации многим сельскими товаропроизводителями в режиме реального времени об инновационных проектах, их стоимости, характеристике разработчиков, услугах по консультированию и сопровождению при их внедрении;
- будет создана полномасштабная государственная система оказания помощи товаропроизводителям в принятии обоснованных решений, которые направлены на повышение эффективности производства, снижение трудоемкости и издержек производства, повышен образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения сельскохозяйственного производства, что позволит увеличить производительность сельскохозяйственного труда на 25%;
- будет осуществляться подготовка кадров для информационно - консультационной деятельности Республики Чувашия;
- за период реализации Программы (2006 - 2010 годы) в сфере информационно - консультационного обеспечения АПК будут созданы дополнительные рабочие места.
Экономический эффект от реализации Программы состоит:
в увеличении производительности труда на 20 - 25% на основе:
- повышения качества трудового потенциала отрасли в результате тесной работы со специалистами ИКС, направленной на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, снижение трудоемкости и издержек производства посредством проведения опытно - демонстрационных, разъяснительных мероприятий;
- сокращения потерь при получении необходимой информации для приобретения материальных ресурсов и реализации собственной произведенной продукции;
в увеличении инвестиций в основной капитал АПК из различных источников на основе:
- освоения методов глубокого анализа сельскохозяйственного производства;
- поиска решений проблем убыточности производства, разработки обоснованных бизнес - планов развития предприятий и анализа инвестиционных проектов как в связи с реализацией социальных программ на селе, так и с увеличением предпринимательской активности сельского населения с помощью ИКС;
в сокращении государственных расходов, связанных:
- с освоением телекоммуникационных технологий и сокращением затрат на почтовые расходы, телефонные переговоры;
- с повышением эффективности государственного управления отраслью;
- со сбором, обработкой и передачей информации от сельских товаропроизводителей.
Основными потребителями информационно – консультационных услуг являются крестьянско - фермерские хозяйства (далее КФХ) и личные подсобные хозяйства (далее ЛПХ).
3.1. Информационно – консультационное обслуживание КФХ.
Основными клиентами информационно-консультационной службы являются крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Они, как и другие сельхозтоваропроизводители, нуждаются в информационно-консультационных услугах. Более того, даже на базе фермерских ассоциаций создаются информационно-консультационные центры, которые оказывают фермерам на договорной основе различные виды услуг: предоставление коммерческой информации, ведение бухгалтерского учета, банковских операций, консультирование по правовым вопросам, технологии возделывания сельскохозяйственных культур и др.
Вместе с тем, в последние годы стабилизировалось количество КФХ с одновременным увеличением в их пользовании площадей сельскохозяйственных угодий. В пользовании фермеров находится примерно около 20 млн га земли.
Средний размер земельного участка фермера составляет примерно 60 га, в то же 2500 фермеров имеют до 5 га земли, 3000 – от 6 до 20 га, а 5 хозяйств имеют свыше 200 га. Отдельные фермерские хозяйства имеют от 500 до 1000 га за счет получения в аренду земельных долей и имущественных паев распадающихся сельхозпредприятий.
В КФХ пока остается невысоким удельный вес производимой ими сельскохозяйственной продукции. В фермерских хозяйствах производится около 4% от общего объема продукции сельского хозяйства, а в отдельных регионах еще меньше. Но вместе с тем, у них темпы роста производства зерна, мяса значительно выше, в то время как у сельхозпредприятий продолжается их спад.
В Российской Федерации немало регионов, где фермерство производит большой объем сельскохозяйственной продукции, из них в Калининградской области КФХ дают примерно 30% валового производства сельхозпродукции, а картофеля – 50%. В Волгоградской области фермеры производят более 15% зерна, 10% овощей и 20% подсолнечника.
Безусловно, КФХ в реальности производит больше сельхозпродукции, но они занимают свои производственные показатели с целью сокрытия своих доходов от налогообложения.
Серьезным тормозом в дальнейшем развитии фермерских хозяйств является недостаточная государственная финансовая поддержка. Также КФХ очень сильно нуждаются в информационном и консультационном их обслуживании.
Основной особенностью консультационной работы с фермерами является то, что в отличие от сельхозпредприятий он не может содержать в штате сразу нескольких специалистов (агрономов, зоотехников, бухгалтеров и др.). Поэтому фермеру в одном лице нужно выполнять все функции вышеуказанных специалистов, включая обязанности рядового водителя. Вместе с тем, фермеры также занимаются и несельскохозяйственным бизнесом и в этой области они также лишены всякой информационной и консультационной поддержки.
Кроме всего сказанного, далеко не все фермеры имеют специальное образование, позволяющее самостоятельно и квалифицированно вести фермерское хозяйство. Поэтому фермер стал нуждаться в живом общении с квалифицированными консультантами – распространителями знаний в области инноваций, передового опыта, организации производства, сбыта продукции, по правовым вопросам и др.
Следовательно, информационно-консультационное обслуживание фермерских хозяйств должно обеспечиваться существующей сетью региональных и районных ИКЦ или консультационными центрами, созданными на базе самих фермерских ассоциаций.
В любом случае ИКС призвана оказать помощь фермерам для решения следующих задач:
помогать анализировать и оценивать положение дел в хозяйстве на сегодня и на перспективу;
способствовать осознанию и четкому определению имеющихся у них проблем;
расширять знания, относящиеся к решению конкретной проблемы;
помогать сделать обоснованный выбор из разряда предлагаемых вариантов решений;
повышать мотивацию фермеров в реализации своих решений;
совершенствовать свои способности оценивать действия, формировать мнение и принимать правильные решения;
интегрировать знания по различным направлениям для выработки практических рекомендаций.
3.2. Информационно – консультационное обслуживание АПХ
В настоящее время в аграрном секторе экономики усилилась экономическая и социальная доля личных подсобных хозяйств сельского населения. В условиях резкого спада производства всех видов продукции сельскохозяйственными предприятиями в личных подсобных хозяйствах, наоборот, заметно увеличилось производство основных продуктов питания и соответственно личное подсобное хозяйство стало основным источником дохода для сельских жителей. Личными подсобными хозяйствами производится картофеля – 93%, овощей – 80%, плодов и ягод – 87%, молока – 51% и мяса – 57% среди хозяйств всех категорий.