рефераты по менеджменту

Информационно-консультационное обеспечение агропромышленного комплекса (АПК) Республики Чувашия

Страница
3

Если сельский товаропроизводитель увеличивает свою производительность менее быстрыми темпами, чем другие товаропроизводители (как внутри страны, так и за ее пределами), то ему будет трудно оставаться конкурентоспособным. Функция агентов ИКС заключается в том, чтобы научить сельских товаропроизводителей и их семьи принимать решения, способствующие росту производительности. Эта функция может быть реализована посредством следующих мероприятий:

помочь выявить возникшую проблему на ранней стадии; предотвратить болезнь легче, чем потом ее лечить;

помочь выявить изменения внешних факторов на ранней стадии, например, новые возможности рынка или изменения в политике государства;

помочь товаропроизводителям прояснить их собственные цели, которые могут быть противоречивы, например, одновременно: стремление к высокому доходу, малый риск и много времени для отдыха;

помочь найти возможные альтернативные решения проблемы;

помочь как можно точнее определить издержки и последствия, ожидаемые в результате реализации каждого альтернативного решения;

поддержать товаропроизводителей в процессе выбора решения из имеющихся альтернатив;

помогать при реализации выбранного решения.

Обычно агент ИКС владеет только некоторой информацией, которая необходима для процесса принятия решения. Другая, нередко большая, часть информации должна исходить непосредственно от самих сельских товаропроизводителей, например, информация об:

их целях,

их ресурсах и возможностях,

их собственном опыте и

опыте их коллег.

Это означает, что сельским товаропроизводителям необходимы разные виды помощи со стороны работников ИКС. Например, если речь идет о внедрении новой технологии, то товаропроизводители могут нуждаться в информации об ожидаемых последствиях, а при выборе приоритетных целей им может понадобиться не новая информация, а помощь (руководство) в самом процессе принятия решений для снижения влияния эмоций на этот процесс.

Существует большая разница между самими сельскими товаропроизводителями, что также влияет на вид помощи, который им необходим для того, чтобы принимать оптимальные решения. В России эта разница значительно больше, чем в других странах. Подумайте, например, о разнице между бывшим совхозом, где работают специалисты различного профиля, имеющие высшее образование, и человеком, который на своем участке выращивает продукцию для собственного потребления в дополнение к его пенсии. Часто ИКС не хватает человеческих ресурсов для того, чтобы помочь всем товаропроизводителям, и выбор тех, кому отдать предпочтение в данном случае, частично является этическим и политическим решением. Кому должен помогать работник ИКС: бедным пенсионерам или крупным товаропроизводителям? Какая помощь оказывает большее влияние на экономический рост страны?

В прошлом мы учили, что для сельскохозяйственного производства необходимы земля, труд и капитал. Сегодня мы знаем, что этого недостаточно. Также необходимы знания и информация, предоставление которых можно считать особым видом труда. Часто они даже являются самыми важными факторами, определяющими конкурентоспособность сельских товаропроизводителей. Мировой Банк пришел к выводу, что экономическое развитие является в большей степени процессом накопления знаний, чем процессом накопления капитала (World Development Report, 1998). В результате чего инвестиции в научные исследования и ИКС в сельском хозяйстве дают большую отдачу, чем другие инвестиции в сельское хозяйство. Однако все это зависит от того, как действуют политические рычаги. Существует огромное количество литературы, где объясняется, как надо работать с капиталом, но в настоящее время умение эффективно использовать знания становиться более важным. Мы должны найти ответы на такие вопросы как:

Как мы можем стимулировать процесс получения новых знаний, которые наиболее необходимы для процесса развития?

Как мы можем стимулировать процесс более быстрого получения этих знаний теми, кто нуждается в них для того, чтобы принимать лучшие решения (сельские товаропроизводители или политики)?

Как они могут использовать эти знания и сочетать их со знаниями, которые у них уже имеются, или со знаниями, приобретаемыми из других источников?

Как можно стимулировать творческий подход к использованию и развитию новых знаний и информации?

Итак, в первой главе, мы разобрались с основными проблемами, интересующими товаропроизводителей на данном этапе развития сельского хозяйства в Российской Федерации. Для помощи в решении этих проблем и была создана информационно-консультационная служба АПК, консультанты которой оказывают помощь товаропроизводителям в процессе выбора и принятия наиболее оптимальных решений и доводят научные разработки до внедрения их товаропроизводителями.

Основными потребителями услуг ИКС являются:

сельскохозяйственные товаропроизводители;

фермерские и личные подсобные хозяйства ( так же садоводы огородники);

органы управления АПК;

малые предприятия;

научно-исследовательские институты и ВУЗы.

Основные поставщики:

органы управление АПК;

поставщики ресурсов;

частные службы;

СМИ.

Информационно – консультационное обеспечение АПК.

Информационно консультационный процесс состоит из двух групп обеспечения:

Информационное;

Консультационное.

Информационное обеспечение – доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей интересующих их знаний по аграрному производству, менеджменту, маркетингу, правовой и коммерческой информации для осуществления производственно – хозяйственной деятельности. Оно включает:

Создание базы данных товаропроизводителей АПК региона и/или района;

Выявление информационных потребностей товаропроизводителей АПК и различных целевых групп сельского населения;

Отработка систем взаимного действия информационно-консультационной службы с организациями агарной науки, образования и другими поставщиками информационных ресурсов;

Интеграция знаний из различных источников для выработки практических рекомендаций для решения проблем товаропроизводителей;

Организация информационного обеспечения районных информационно – консультационных центров (далее ИКЦ);

Организация доступа в Internet для структур региональных и районных ИКЦ;

Формирование региональной сети сбора и анализа рыночной информации;

Организация сбора, обработки и распространения информации о рынке.

Средства информационного обслуживания пользователей можно разделить на следующие группы:

Обзорная информация (собирается институтами информации – каталоги, справочники);

Экспресс – информация (оформляется в виде реферативных сборников и содержит информацию и различных достижениях науки и техники);

Издания по пропаганде передового опыта;

Учебные пособия и справочники издаваемые институтами.

Консультационное обеспечение - оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в подготовке, принятии и реализации решений.

Консультационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей службой ИКС производится по следующим направлениям их деятельности:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту