рефераты по менеджменту

Развитие бенчмаркинга как метода управления маркетингом на предприятиях

Страница
5

Суть методики состоит в том, что эффективность системы маркетинга оценивается с помощью опросных листов, содержащих перечень вопросов сгруппированных по пяти составляющим маркетинговой деятельности: направленность на покупателя, организация маркетинга, информационное обеспечение, стратегическая ориентация и операционная эффективность; и шкалу с оценками каждого вопроса и общей эффективности системы маркетинга предприятия.

Для удобства полученные данные предлагается систематизировать по тем же составляющим, например в таблице 5. представлены средние оценки 20 исследуемых предприятий ряда отраслей Краснодарского края, в целом свидетельствующие об их низком маркетинговом потенциале.

Как показали результаты исследования, российским предприятиям в нынешних условиях хозяйствования крайне необходимо систематическое проведение аудита маркетинга для выявления основных проблем и направлений его совершенствования. Предлагаемая методика — один из инструментов его проведения, является неотъемлемой и основополагающей частью механизма реализации процесса бенчмаркинга, адаптированной к условиям функционирования отечественных предприятий.

При чём, заключительным этапом аудита маркетинга является составление отчета по его результатам с соответствующими выводами или планов-сценариев. Результаты аудита маркетинга – это основополагающие выводы, которые могут и должны послужить поводом к определению дальнейших направлений развития маркетинговой деятельности и всего бизнеса в целом.

Исследуя определенные механизмы и модели, имеющиеся в зарубежном менеджменте, ориентированные на данный процесс, адекватные разным типам общественных систем, в работе предложена авторская модель процесса бенчмаркинга (рисунок 2) и модель информационной обеспеченности процесса бенчмаркинга (рисунок 3).

Однако доведение до регулярного практического использования лучшего опыта требует конкретизации данных механизмов. Нам представляется, что предложенные модели и методики, регламентирующие его процесс в области маркетинговой деятельности предприятий, представляют определенный шаг в данном направлении.

Таблица 5 — Оценка эффективности системы маркетинга[5]

Перечень вопросов

Балл

Направленность на покупателя

1. Понимает ли руководство, опираясь на опыт фирм - эталонов важность удовлетворения потребностей потребителей?

2

2. Разрабатывает ли руководство различные предложения, планы маркетинга и рекламные кампании для разных сегментов рынка?

0

3. Используются ли предприятием меры по стимулированию сбыта, с учётом эталонных приёмов?

1

4. Организовано ли на предприятии сервисное облуживание?

2

5. Планируя бизнес, принимает ли руководство во внимание всю маркетинговую систему (поставщиков, каналы распределения, конкурентов, покупателей, внешнюю среду) в целом?

0

Организация маркетинга

6. Высоки ли маркетинговая интеграция и контроль над основными маркетинговыми функциями в компании?

1

7. Хорошо ли согласована работа между сотрудниками различных отделов предприятия (администрация, отдел продаж, отдел маркетинговых исследований, рекламы, технический отдел и т.п.), занимающимися маркетингом?

1

8. Насколько высок уровень сотрудников, выполняющих маркетинговые функции?

1

9. Как организован процесс разработки маркетинговых мероприятий?

1

Информационное обеспечение

10. Хорошо ли организована система маркетинговой информации?

1

11. Когда в последний раз проводилось исследование качества применяемых инструментов и методов формирования информационной базы?

1

12. Хорошо ли руководство знакомо с потенциалом сбыта и прибыльностью различных сегментов рынка, покупателей, территорий, видов услуг, каналов и объемов потребления?

1

13. Проводится ли анализ эффективности издержек для различных уровней и типов затрат маркетинга?

1

Стратегическая ориентация

14. В какой степени проводится маркетинговое планирование?

1

15. Достаточно ли внимания при маркетинговом планировании уделяется применяемым инструментам и методам (бенчмаркингу в частности)?

2

16. Какое впечатление производит текущая маркетинговая стратегия?

0

17. В какой степени учитываются улучшения, основанные на эталонном опыте?

1

Оперативная эффективность

18. Эффективно ли руководство распределяет свои маркетинговые ресурсы?

1

19. Способно ли руководство быстро и незамедлительно отреагировать на обнаруженные возможности улучшать ситуации, процессы, характеристики, функции?

1

20. Высока ли эффективность маркетинговых мероприятий?

0

Общее количество баллов

19

Рисунок 2 — Модель процесса бенчмаркинга в области маркетинга[6]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту