Современные темпы развития рыночной экономики в условиях жесткой конкурентной борьбы побудили многие предприятия к использованию в бизнесе новых прогрессивных процессов, среди которых на первое место выходят маркетинг потребительского рынка, бенчмаркинг и внешний мониторинг конкурентов. Как видно из таблицы, в плане реализации и обслуживании автомобилей, ООО «СаратовГАЗавтосервис» является одним из лидеров на региональном рынке. Однако, если внимательно посмотреть на показатель валовой прибыли по организациям за первое полугодие 2005 года, то ООО «СаратовГАЗавтосервис» имеет значительно больший её прирост по сравнению с 2004 годом. Однако стоит отметить, что спрос на автомобили марки «ГАЗ» в январе-марте 2005 г. был довольно низким, что породило собой некий «застой» в коммерческой деятельности предприятия. Правда, начиная с середины весны и до сегодняшних дней, в деятельности компании наметились тенденции прироста оборотных активов за счёт реализации больших партий автомобилей и возрастающей потребности населения в тюнинге личных автомобилей. Сегодня, благодаря вышеперечисленным факторам успешного развития дилерского бизнеса в области продвижения автомобилей на потребительский рынок, компания ООО «СаратовГАЗавтосервис» стабилизировала своё положение и продолжает успешно функционировать в этой нише.
Как известно, знаменитый американский экономист Майкл Портер создал модель пяти сил, основанную на анализе конкурентных преимуществ коммерческой организации. Эту самую модель я сейчас попробую практически применить к рассматриваемой мною организации и оценить вкратце все её конкурентные позиции и сравнить их с аналогичными позициями конкурентов на том же рыночном сегменте.
Как утверждает М. Портер, на организацию могут существенное влияние оказывать следующие факторы её внешней конкурентоспособности: поставщики, покупатели, новые конкуренты, товары-заменители и соперничество в отрасли. Попробую разобраться в этом.
И начать я бы хотел с поставщиков. Как мы знаем, у нас в России есть две особенно популярные отечественные марки – это «ВАЗ» и «ГАЗ». Поставщиками данных автомобилей на российский рынок являются, соответственно, концерны ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «ГАЗ». Продажу автомобилей в регионах осуществляют, как ужен отмечал ранее на примере ОАО «ГАЗ», исключительно дилерские организации. Таким образом, разветвлённая дилерская сеть для автомобильного концерна – это первый фактор устойчивой конкурентной позиции предприятия на рынке. Дилерство для самой компании, реализующей эти автомобили. Тоже даёт немало выгод. Это и переход на стандарты и нормативы головной компании, и юридическая и организационная поддержка с её стороны, и возможность расширения собственной сети сбыта путем создания собственных торговых представительств и наделением прочих компаний от своего лица субдилерскими полномочиями и статусом. Поставщик всецело отвечает за качество предоставляемых дилерам автомобилей. Конкретно по саратовскому региональному рынку компании ОАО «Покровск-Лада» и ООО «Сиес-Плюс» являются одновременно дилерами и ОАО «ГАЗ», и ОАО «АвтоВАЗ». Компании ООО «СаратовГАЗавтосервис» и ЗАО «Энгельский РТКЦ» являются дилерами от орагизаций ОАО «ГАЗ» и ОАО «ЗМЗ». Так что, в плане поставщиков именно отечественных автомобилей, наш региональный рынок несколько олигополистичен. Цены на автомобили «Жигули», «Волга» и «ГАЗель» и их обслуживание у различных дилеров по городам саратовской области практически одинаковы. Стало быть, основной уклон будет приходится на географическое расположение автосалона, доли рынка и качестве обслуживании потребителей.
Теперь я попробую перейти ко второму фактору, конкурентам. В Саратове и Энгельсе успешно работают и другие представительства своих автомобильных концернов по продаже и обслуживанию ряда иностранных автомобилей. Среди них стоит отметить лидеров регионального рынка - это ООО «Мониро», ООО «Элвис-центр», ООО «Автоцентр Сокол», ЗАО «Алерон», ООО «Компания-777», ОАО «Инком-авто». Эти фирмы занимаются продажей как иномарок, как я уже говорил, так и отечественных автомобилей, однако основной уклон делается на всё же на первом. Тем не менее, ни одна из перечисленных мною компаний не испытывает какого-либо дискомфорта, связанного с реализацией различного рода автомобилей. Каждая из этих фирм специализируется строго по своему профилю: так, ООО «Мониро» продаёт и обслуживает марку «Ford», ЗАО «Алерон» – марки «Chevrolet» и «Opel», ООО «Компания-777» – марки «Totota» и «Mazda», ООО «Мицубиши Моторс» обслуживает реализует, соответственно, марку «Mitsubishi» и так далее. Таким образом, на лицо стратегия фокусирования или, как её ещё называют, сегментации. Это очень эффективно, поскольку здесь идёт уже исключительно имиджевая конкуренция между автомобильными брендами, под которыми работают данные организации. Однако русский автомобиль – это всегда русский автомобиль: у него, по сравнению с иномарками, есть один важный аспект – низкая цена.
Рассматривая ценовой фактор, я, тем самым, автоматически вышел сразу на три по М. Портеру элемента его модели пяти сил – потребителя, соперничество в отрасли и товар-заменитель. Становится понятным, что низкая цена отечественного автомобиля (от 195 тыс. руб. за «Жигули» и 205 тыс. руб. за «Волгу») складывается из следующих факторов, и самым важным здесь – качество сборки и себестоимость производства. Надо отметить, что качество сборки наших автомобилей соответствует уровню немного ниже среднего, да производственная себестоимость не велика, по сравнению с иномарками. Успешную реализацию автомобилей, во многом, определяет и совокупный потребительский платежеспособный спрос, который напрямую зависит от уровня и качества его жизни. Когда личные сбережения население относительно высоки по региону, процесс реализации автомобилей ускоряет свой экономический рост. Ко всему прочему, развитие различных видов бизнеса также способствуют повышению реализации автомобилей. На счёт товарозаменителей я скажу так. Если уж у человека есть желание, подкреплённое ещё и возможностями купить иномарку, он обязательно это сделает. Как я уже упоминал, вся прелесть русских машин в цене и качестве. Они дешевле, а стало быть, их может себе позволить большее количество людей. Качество изделия – это, бесспорно, его важнейший полезный атрибут. Однако в нашей стране, к сожалению, народ пока ещё не научился должным образом ценить это самое свойство товара, он не всегда готов, как бытует мнение, «переплачивать за качество». В итоге, с условиями эксплуатации по нашим российским дорогам, которые пока ещё далеки от совершенства, легче и целесообразнее ездить всё-таки на русской машине, так как всё равно рано или поздно её придется вести в ремонт. Да и обслуживание отечественных автомобилей на порядок дешевле своих иностранных собратьев. Получается, что русские и иностранные автомобили располагаются на абсолютно различных рыночных нишах, они, по сути, не конкурируют пока между собой. Русские автомобили конкурируют с русскими, иномарки с иномарками. Для статистики, могу добавить также, что в Саратове особо популярными марками являются «ВАЗ-2110», «ВАЗ-2112», «ВАЗ-2114», «ВАЗ-2115», «Волга» и «ГАЗель». Так, компания ООО «СаратовГАЗавтосервис» с дополнительным учетом двух её крупных дочерних автосалона, имеет фактический план месячной реализации в 100-120 автомобилей[22]. По саратовскому рынку компания является абсолютным лидером по реализации автомобилей смежных российских марок (так, ОАО «Покровск-Лада» реализует в месяц 60-70 автомобилей; ЗАО «Энгельский РТКЦ», ровно как и ООО «Сиес-Плюс» – 20-30 автомобилей; ООО «Инком-авто» – до 50 автомобилей). Показатель реализации ООО «СаратовГАЗавтосервис» выше только у компании ООО «Фирма ТСС», которая базируется в Нижнем Новгороде. Такая обстановка, на мой взгляд, пока, в большей степени, на руку представителям нашего, российского автопрома.