Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы. Данный стиль – признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.
В констатирующем эксперименте было установлено, что холерики склонны к использованию принуждения в конфликтной ситуации, меланхолики – к уклонению либо сглаживанию, флегматики – к сглаживанию либо поиску компромисса, сангвиники – поиск компромисса либо решение проблемы.
Также было исследовано среднее время протекания конфликта.
При этом отмечены следующие факты: как для сангвиников, так и для холериков характерно короткое время протекания конфликта. При этом холерик стремится доказать свою точку зрения и уйти победителем, а сангвиник – найти способы разрешения конфликтной ситуации, достигнуть компромисса.
Люди с флегматичным типом характера очень медленно входят в конфликтную ситуацию, однако если «партнер» по конфликту продолжает обсуждение спорного вопроса и добивается вступления флегматика в конфликт, то такой конфликт может продолжаться очень долго – в некоторых случаях несколько дней.
Люди с меланхоличным типом характера в большинстве случаев стремятся избежать конфликтной ситуации, однако при вовлечении в конфликт он может продолжаться значительное время. Проигрыш в споре очень сильно расстраивает меланхолика, провоцируя собеседника на новый конфликт. Поэтому, если меланхолику все-таки не удается избежать конфликта, он может продолжаться достаточно долго.
В констатирующем поведении для определение стилей поведения в конфликте использовался адаптированный тест Томаса.
Сущность его заключается в следующем:
Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б. Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения.
Рекомендуем распечатать текст, обведите А или Б в соответствии с Вашим выбором.
1 |
А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. |
Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба. |
2 |
А/ Я стараюсь найти компромиссное решение. |
Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. |
3 |
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. |
4 |
А/ Я стараюсь найти компромиссное решение. |
Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. |
5 |
А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. |
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. |
6 |
А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя. |
Б/ Я стараюсь добиться своего. |
7 |
А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого. |
8 |
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. |
9 |
А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. |
Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. |
10 |
А/ Я твердо стремлюсь достичь своего. |
Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение. |
11 |
А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. |
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. |
12 |
А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. |
Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне. |
13 |
А/ Я предлагаю среднюю позицию. |
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции. |
14 |
А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. |
Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов. |
15 |
А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. |
Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. |
16 |
А/ Я стараюсь не задеть чувства другого. |
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. |
17 |
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. |
18 |
А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
19 |
А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. |
Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
20 |
А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия. |
Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. |
21 |
А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. |
22 |
А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим. |
Б/ Я отстаиваю свои желания. |
23 |
А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. |
24 |
А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. |
Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу. |
25 |
А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов. |
Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
26 |
А/ Я предлагаю среднюю позицию. |
Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. |
27 |
А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. |
Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
28 |
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. |
29 |
А/ Я предлагаю среднюю позицию. |
Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. |
30 |
А/ Я стараюсь не задеть чувств другого. |
Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха. |