Отдел сбыта осуществляет следующие функции:
Организация сбыта продукции. Участие в подготовке прогнозов, проектов перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, в проведении маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию предприятия, перспектив развития рынков сбыта.
Подготовка и заключение договоров на поставку продукции потребителям.
Согласование условий поставок.
Составление планов поставок и их увязка с планами производства с целью обеспечения сдачи готовой продукции производственными подразделениями в сроки, по номенклатуре, комплектности и качеству в соответствии с заказами и заключенными договорами.
Выполнение плана реализации продукции.
Контроль за выполнением подразделениями предприятия заказов, договорных обязательств.
Ведение переписки о прибытии грузов к контрагентам.
Постоянное отслеживание рынка своей продукции, покупка образцов продукции, производимых предприятиями-конкурентами, сравнение качества и спроса на эту продукцию с собственной продукцией и при необходимости доведение качества до требуемых уровней.
Согласование планов постановки на производство новых видов продукции.
Подготовка предложений по уменьшению объемов производства продукции с ограниченным спросом и снятию с производства продукции, пользующейся низким спросом.
Подготовка и проведение мероприятий по формированию сбытовой сети.
Формирование сбытовой сети. Создание и поддержание информационной базы данных о:
Количестве покупателей каждого вида продукции.
Покупателях (организационно-правовых формах; адресах для переписки; отгрузочных и платежных реквизитах; номерах телефонов, факсов; фамилиях руководителей и ведущих специалистов покупателей; финансовом состоянии; объемах товара для каждого покупателя; данных о потреблении продукции с момента ее поставки; способностях покупателей самостоятельно производить поставляемую им продукцию; планах на перспективу; возможностях кооперации по сырью, ремонтным работам, транспорту, разработке совместных проектов; возможности перехода к другому поставщику; обладании покупателем информацией о состоянии отрасли предприятия и издержках производства, обусловленных отраслевой принадлежностью, условиях производства, ценах на продукцию, аналогичную производимой предприятием; возможных вариантах закупки продукции у конкурентов, которые может рассматривать покупатель, пр.).
Конкурентах (наименованиях предприятий, их географическом положении; данных о выпуске аналогичной (заменяющей) продукции, географии и объемах продаж; ценах, упаковке, видах отгрузки; перспективах расширения продаж конкурентами; сравнительном анализе работы конкурентов, их слабых и сильных сторонах; финансовом состоянии конкурентов; их рекламе).
Подготовка и заключение договоров на реализацию продукции. Расчет сбытовых расходов по отдельным видам продукции, районам сбыта и потребителям, анализ издержек обращения.
Сопоставление сбытовых расходов по каждому каналу сбыта и виду расходов с показателями планов и сметами расходов с целью выявления необоснованных расходов, устранения потерь, возникающих в процессе товародвижения.
Разработка и внедрение стандартов предприятия по организации хранения, сбыта и транспортировки готовой продукции, а также мероприятий по совершенствованию сбытовой сети, форм доставки продукции потребителям, сокращению транспортных затрат, снижению сверхнормативных остатков готовой продукции и ускорению сбытовых операций.
Планирование поставок продукции в соответствии с заключенными договорами. Формирование предложений по корректировке цен на предлагаемую продукцию в зависимости от объемов продаж.
Организация оптовой торговли.
Принятие мер по обеспечению своевременной оплаты поставленной продукции.
Учет выполнения заказов и договоров, отгрузки и остатков нереализованной готовой продукции.
Своевременное оформление сбытовой документации.
Составление предусмотренной отчетности по сбыту (поставкам), а также отчетов о выполнении планов реализации.
Выполнение планов поставок в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами. Изучение требований покупателей к качеству, упаковке и ассортименту продукции:
- изучение претензий с выездом к покупателям;
- проведение опросов потребителей;
- организация специальной телефонной службы по консультациям о пользовании продукцией и выдаче рекомендаций;
Организация зарубежных поставок с одновременным созданием за рубежом представительств совместно с предприятиями-производителями аналогичной продукции и использованием их дилерской сети.
Принятие мер по своевременному получению нарядов, спецификаций и других документов на поставку.
Учет отгруженной продукции. Приемка готовой продукции на склады, рассортировка, комплектация.
Организация рационального хранения, внутренней транспортировки, упаковки и подготовки продукции к отправке потребителям.
Определение потребности в транспортных средствах, механизированных погрузочных средствах, таре и рабочей силе для отгрузки продукции.
Координация деятельности складов готовой продукции.
Составление карточек, кладовых книг, описей, приходных и расходных накладных, ордеров по учету прихода, расхода, наличия, остатков продукции на складе.
Разработка инструкций о скидках, сроках и условиях платежей.
Подготовка справок о состоянии запасов готовой продукции.
Составление документации (актов, сведений, справок, переписки) о недостаче продукции.
Разработка и проведение мероприятий по соблюдению режимов экономии, снижению сверхнормативных остатков готовой продукции.
Работы по приему возвратной тары и принятию мер по обеспечению своевременности и полноты возврата тары покупателями.
Разработка нормативов запасов продукции и контроль за соответствием их уровня по объему и номенклатуре установленным нормативам.
Подготовка отчетов о причинах просрочки передачи готовой продукции производственными подразделениями и транспортным отделом.
Сбор и систематизация оперативной информации о:
- объемах запасов продукции на складах;
- объеме производственного задела;
- уровне загрузки производственных мощностей;
- сроках выполнения заказов;
- технических условиях продукции;
- ценах на все виды продукции и предельных размерах скидок;
- видах упаковки;
- типах отгрузки;
- сроках получения продукции потребителями с момента отгрузки;
- стоимости транспортировки;
Участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятий по рекламе продукции.
Рассмотрение поступающих на предприятие претензий потребителей и подготовка ответов на предъявленные иски.
Подготовка претензий и исков к контрагентам при нарушении ими договорных обязательств.
Регулирование взаимоотношений с контрагентами, ведение переписки и прием представителей по вопросам реализации продукции и расчетов с ними.
Отдел маркетинга один из главных на предприятии. Без него нельзя представить эффективную работу предприятия. Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.