На практике, стратегическим планированием в большей или меньшей степени занимаются все эффективно действующие компании. Эта функция становится значительно более важной в связи с технологическими, экономическими, конкурентными и социально-культурными переменами. В результате, роль стратегического маркетинга на предприятиях, думающих о будущем возрастает.
Он необходим для того, чтобы :
базировать свою деятельность на стратегических возможностях, надежных и четко определенных;
разработать системы мониторинга среды маркетинга и анализа конкурентоспособности;
повысить способность адаптации к переменам в среде;
регулярно пересматривать бизнес-портфель.
Результаты различных эмпирических исследований, как в Европе, так и в Соединенных Штатах, показали эффективность стратегического маркетинга. Было выявлено, что в основе успеха новых товаров лежит эффективный стратегический маркетинг, а именно:
превосходное качество товара с точки зрения покупателя и наличие отличительных свойств
понимание рынка и маркетинговое ноу-хау.
Таким образом, предприятию, нацеленному на удовлетворение потребностей покупателей, а, следовательно, постоянно предлагающему новые товары крайне опасно недооценивать роль стратегического маркетинга.
Анализ маркетингового положения предприятия.
Продукт:
Ширина и глубина ассортимента,
Свойства продукта,
Политика в отношении марки,
Сервис.
Цены и условия:
Уровень цен,
Цена в сравнении со свойствами продукта,
Условия поставок и платежа,
Скидки (сконто).
Распределение:
Органы распределения,
Каналы сбыта,
Сроки поставки,
Техническое обеспечение,
Комиссионные, торговая наценка.
Коммуникация:
Средства и носители рекламы,
Меры стимулирования продажи,
Связи со средствами массовой информации (общественностью),
Возможности личных продаж.
Процесс реализации маркетинговой концепции
Конъюнктура - это сложившаяся ситуация на рынке, которая включает спрос, цены, доход потребителей, объем предлагаемых товаров, динамику производства, движение товарных запасов, курс ценных бумаг, потребительскую ценность товара, соотношение спроса и предложения.
Конъюнктура может быть определена как отношение спроса к предложению: К = С / П.
Возможны три ситуации:
Спрос превышает предложение (С > П). Это повышающая конъюнктура, то есть на рынке есть перспектива.
Спрос ниже предложения (С < П). Это понижающая конъюнктура.
Спрос равен предложению(С = П). Это равновесный рынок. Допускается отклонение 5 - 10 %. Равновесный рынок встречается редко, недолговечен.
Изучение общей экономической ситуации на выбранном рынке (специфика рынка: развивающийся, стогнирующий, кризисный).
Исследование соотношения спроса и предложения, в том числе степень насыщения рынка, степень освоения рынка конкурентами, особенности поведения потребителей.
Анализ производства данного товара, в том числе динамика загрузки производственных мощностей, резервы мощностей, сырьевые запасы, основные поставщики, тенденции в организации производства, издержки производства в динамике, планы конкурентов, государственные целевые программы.
Анализ потребления товаров, в том числе платежеспособность населения, потребительские предпочтения.
Анализ своего товара, в том числе определение его конкурентоспособности, анализ товаров конкурентов и товаров-заменителей.
Анализ возможности сбыта товара: определение сбытовой сети, возможности товаропродвижения, тенденции развития форм и методов сбыта, возможности рекламы, анализ сбытовой сети конкурентов.