Исходя из этого главные задачи бухгалтерского учёта сводятся к сбору информации, обеспечивающей возможность соответствующим службам организации или бухгалтерии самостоятельно выполнять следующие функции:
- правильное оформление документов и своевременно отражение в учёте поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;
- достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;
- полное определение затрат связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
- контроль за сохранностью за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учёту;
- своевременное и достоверное исчисление налога на недвижимость в соответствии с действующим законодательством.
Эти задачи решают с помощью надлежащего оформления документации и обеспечения правильной организации учёта наличия и движения основных средств, расчётов по их амортизации и учёта затрат по их ремонту.
Одним из важнейших факторов увеличения объёма производства строительной продукции является обеспеченность строительных организаций основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.
Условия перехода к рыночной экономике побуждают трудовые коллективы к постоянному поиску резервов повышения эффективности использования всех материально-вещественных факторов производства, в том числе и основных фондов. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного экономического анализа.
Задачами анализа состояния и эффективности использования основных средств являются:
- установление обеспеченности строительной организации и её структурных подразделений основными средствами – соответствие величины, состава и технического уровня основных фондов потребности в них;
- выяснение выполнения плана их роста, обновления и выбытия; изучение технического состояния основных средств и особенно наиболее активной их части – машин и оборудования;
- определение степени использования основных средств и факторов, на неё повлиявших;
- установление полноты применения парка оборудования и его комплектности;
- выяснение эффективности использования оборудования во времени и мощности;
- определение влияния использования основных средств на объём строительной продукции и другие показатели работы организации;
- выявление резервов роста фондоотдачи, увеличения объёма продукции и прибыли за счёт улучшения использования основных средств.
Процесс расширенного воспроизводства требует непрерывного пополнения и обновления основных средств. Он характеризуется беспрерывным вводом в действие зданий, сооружений, оборудования и других объектов основных средств.
Основные средства поступают на предприятие в результате:
- сооружения или изготовления;
- приобретения за плату у других субъектов хозяйствования и физических лиц;
- получения по договору дарения от других субъектов хозяйствования и физических лиц безвозмездно;
- внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия по оценке экспертной комиссии;
- субсидий правительственного органа;
- получения в обмен на другое имущество;
- другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
В результате инвентаризации могут быть выявлены неучтенные объекты основных средств, ввод в эксплуатацию которых должен быть документально оформлен.
В аналитическом учете основные средства учитываются в натуральном выражении по инвентарным объектам. Инвентарный объект основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, составляющих единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения; для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), а также выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и прочем) другой организации используются акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1 и акт о приеме-передаче групп объектов основных средств по форме ОС-1а.
Акты о приеме-передаче составляются специальной комиссией, которая назначается руководителем предприятия.
Акты о приеме-передаче утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве на менее двух экземпляров. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту, а также оправдательные документы на поступление объекта, его цену: товарно-транспортные накладные, счета, закупочные акты, справки и т.д. в акте указывается поставщик (изготовитель), дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма амортизации (для объектов бывших в эксплуатации) и другие сведения.
Для правильности организации аналитического учета основных средств каждому объекту в момент составления акта о приеме-передаче объектов основных средств присваивается инвентарный номер по серийно порядковой системе кодирования, который указывается в первичных документах и сохраняется за ним в течение всего периода нахождения в данной организации.
Присвоенный инвентарному объекту номер должен быть обозначен на нем путем прикрепления металлического жетона, либо нанесен краской, или каким-либо иным способом.
Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.
После утверждения акта о приеме-передаче объектов основных средств руководителем предприятия, он вместе с технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию строительной организации. На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку учета объекта основных средств по форме ОС-6, инвентарную карточку группового учета объектов основных средств по форме ОС-6а, инвентарную книгу учета объектов основных средств по форме ОС-6б. Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а) применяется только для учета наличия производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей. Инвентарные карточки ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре на весь период эксплуатации объекта. В дальнейшем в инвентарных карточках отражаются все операции, осуществляемые с объектами основных средств: перемещение, модернизация, ремонт, начисление амортизации, выбытие.
Для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств применяется акт о приеме (поступлении) оборудования по форме ОС-14. Акт составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.