Архетип "Мудрец" проявляется в различных областях – в профессиях бухгалтера , математика и консультаната, в образе Arthur Andersen, Шерлока Холмса, Штирлица, различных НИИ, Philips (Разумно и просто!), а так же сказочных мудрецов.
Сила архетипов состоит в том, что они имеют несколько смысловых слоев и способны реализовываться на различных уровнях – от общепринятых бытовых, до уровня миссии. [1.] Например, Мудрец, движимый потребностью в истинном знании, может релизовываться и как эксперт, и как мудрец.
Каждому человеку присущи все архетипы, но "активизируются" лишь востребованные в данный момент. Причины этого связаны с врожденными особенностями индивидума, возрастом, полом, социальным положением и множеством других факторов, рассмотрение которых достойно отдельного исследования. Когда бренд транслирует ценности определенного архетипа, то тем самым "резонирует" с такими же потребностями людей.
Пространство архетипов можно в первом приближении описать трехмерной моделью, где дихотомическими осями являются экстраверсия – интроверсия, логика - этика, сенсорика – интуиция.
Плоскость "эктсраверсия – интроверсия / логика – этика" представлена архетипами Любовник, Герой, Славный малый и Мудрец, тесно связаные с античными представлениями о типах темперамента.
Плоскость "эктсраверсия – интроверсия / сенсорика – интуиция" представлена архетипами Правитель и Хранитель (прагматики), а так же архетипами Ребенок и Искатель (романтики).
Плоскость "логика - этика / сенсорика – интуиция" представляет собой хорошо известную пирамиду потребностей Маслоу. Сначала ST – потребность в достижении результатов действия, обеспечения питания и защиты. Затем SF – потребность в самоидентификации - кто я на самом деле? Потом FN – потребность в социализации, осознании себя частью большего. А после этого NT – потребность в самореализации. [2.]
Если перенести плоскость "потребностей" на сферу деятельности человека, то это будет выглядеть следующим образом.
Практика показывает, что архетипы одной дихотомической шкалы не могут быть одинаково хорошо развиты в рамках единого образа. Например, не может быть одинаково хорошо проявлена логика и этика в одном бренде.
…В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет.
Иоганн Шиллер
В прежние времена для удовлетворения определенной потребности люди обращались за помощью к конкретному божеству, имеющему свою "сферу ответственности" и являющихся "лидером" в данной области. К примеру, весьма прагматичные в своих верованиях римляне для гарантированной победы в битве обращались Марсу, для укрепления власти – к Юпитеру, для усиления личной привлекательности – к Венере, для укрепления семьи - к Юноне, а для поддержания здоровья – к Церере. Подобный пантеон "специализированны" божеств и мифических персонажей присутствует в том или ином виде в религиях и мифах всех времен и народов.
В современном мире наблюдается разрушение традиционных религиозных устоев западного мира. К.Г.Юнг еще в начале прошлого века в своей работе "Об архетипах коллективного бессознательного" писал: " …Боги Эллады и Рима гибли от той же самой болезни, что и наши христианские символы. Как и сегодня, люди тогда обнаружили, что ранее совсем не задумывались о своих богах, чужие боги, напротив, обладали не растраченной маца. Их имена были необычными и непонятными, деяния темны, в отличие от хорошо известной скандальной хроники Олимпа. Азиатские символы были не доступны пониманию, а потому не казались банальными в отличии от собственных состарившихся богов…".
Но свято место пусто не бывает и функции "божеств" в сознании потребителей стали все чаще выполнять бренды, берущие на себя заботу об удовлетворении фундаментальных потребностей и становящиеся Brand Icon. Естественным в этих условиях становится использование в брендинге атрибутики и приемов, отработанных тысячелетней религиозной практикой – это и задействование всех органов восприятия (4D), и использование характерных для архетипов мифологических сюжетов, и приемов метапрограммирования (NLP), и т.п. Кумиры общества потребления все же не способны полностью заменить собой потребность в духовности и активизация ислама, во многом связанная с более четкой выраженностью архетипических ценностей религии, тому является подтверждением.
Особенностью человека является стремление к наделению антропоморфными свойствами не только живых объектов, природных явлений, но и организаций, брендов, народов. К примеру, многие исследователи отмечают, выраженность у русских таких архетипов как Славный малый и Искатель, что во много объясняет “загадочную русскую душу”. Склонность к рефлексии, поиск смысла жизни, прорывные научные открытия и при этом поразительная непрактичность, коллективизм и душевность – все это проявление базовых архетипов. Естественно, что для представителей западной культуры, ориентированных как американцы на культ Героя и Правителя, или немцев (для которых близок Хранитель и Мудрец) – Россия остается непостижимой и таинственной. Американская внешняя политика является примером гипертрофированного проявления базовых архетипов, но попытки насаждения россиянам “чуждых” архетипов западной культуры способны, как это неоднократно бывало, пробудить бунт - “бессмысленный и жестокий”.
Еще одним примером проявления архетипов стала история христианства. Учение Христа трансформировалось в разновидности церкви, каждая из которых более близка по своему ментальному складу ведущим архетипам конкретных народов – православие, католичество, протестантизм. Как сказал Анатоль Франс: "Боги обычно подобны тем, кто им поклоняется".
Кризис традиционного маркетинга, о котором так много говорится, связан прежде всего с формальным применением типичных методов и представлений на бурно меняющихся рынках. Для лучшего удовлетворения потребителя требуется лучшее понимание механизмов его мотивации. Архетипы, как универсальный язык подсознания, позволяют пролить свет на природу конкуренции брендов:
Основной ценностью Coca-Cola для потребителей является ощущение праздника и теплых взаимоотношений (Ребенок+Славный малый), а Pepsi опирается на архетипы Герой+ Искатель (Бери от жизни все!) и "обслуживает" совершенно другие потребности.
Так выглядит образ некоторых пивных брендов через призму архетипов. По-прежнему существую свободные для позиционирования ниши. Хотя "Балтика" прежние годы вызывала нарекания по поводу безликости позиционирования, сейчас наблюдается более сбалансированный процесс "освоения" архетипов марочным портфелем.
Бренд |
Слоган |
Ведущий архетип |
Вспомогательный архетип |
Символ |
Арсенальное |
Пиво с мужским характером |
Хранитель |
Герой |
IS+ ET |
Охота |
Крепость и выдержка |
Герой |
Хранитель |
ET+ IS |
Ярпиво (new) |
Энергия в мирных целях |
Герой |
Хранитель |
ET+ IS |
Золотая бочка (old) |
Надо чаще встречаться |
Славный малый |
IF | |
Балтика 3 |
Там где Россия |
Славный малый |
Хранитель |
IF+ IS |
Балтика 7 |
Твой мир без границ |
Искатель |
IN | |
Fosters |
Закон жизни. Закон Fosters.– Живи по-австралийски! |
Ребенок |
Любовник |
EN+ EF |
Tuborg Green |
Двигай на вечеGREENку! |
Ребенок |
Любовник |
EN |
Brahma |
На бразильской волне |
Ребенок |
EN | |
Redds |
Новые откровенно натуральные формы Redd's |
Любовник |
Хранитель |
EF+ IS |
Текиза |
Это не секс – это любовь |
Любовник |
Славный малый |
EF+ IF |
Пиво "Сокол" |
ОВИП ЛОКОС – во имя добра |
Искатель |
Герой |
IN+ ET |
Tuborg |
Пиво с твоим характером |
Искатель |
IN | |
Gesser |
Глоток природы |
Хранитель |
IS | |
Staropramen |
Мы не меняем традиции |
Хранитель |
IS | |
Старый мельник |
Душевное пиво |
Славный малый |
Хранитель |
IF+ IS |
Ярпиво (old) |
Больше позитива |
Славный малый |
Хранитель |
IF+ IS |
Efes Pilsner |
Чувствуешь, что живешь |
Правитель |
Хранитель |
ES + IS |
Pilsner Urquell |
Дорасти до вкуса |
Правитель |
Хранитель |
ES + IS |