Введение
Существует одна реальная потребность, с которой сталкивается все мудрые маркетологи: сами разрушайте свою индустрию внедряя новое, в противном случае это сделает кто-нибудь другой.
Сэт Годин.
Современная маркетинговая литература полна тревожных констатаций и печальных перспектив. Традиционный маркетинг не работает, маркетинг не эффективен. Драматизм подобных высказываний – это результат перемен, которыми охвачена современная экономика, бизнес, деловые организации. А поскольку маркетинг – «впередсмотрящий» в организации, то и удар «на себя» он принимает первым. Информационные компоненты маркетинговой деятельности, исследование, планирование, коммуникации – обеспечивают «интерактивный» режим взаимодействия с рынком, потребителями.
Нехватка исследований, посвященных анализу маркетинговой деятельности зарубежных компаний, определяющих правила игры на российском рынке, может быть восполнена посредством исследования опыта деятельности успешных компаний.
В своей работе я сделала попытку изучить практику маркетинговой деятельности нескольких крупных международных компаний, реальный опыт крупных промышленных МНК, работающих в России.
Реализация целей настоящего исследования существенно помогли глубинные интервью с топ-менеджерами крупных компаний, экспертные оценки профессионалов и комментарии ученых и консультантов.
Сочетая оба источника информации в данной работе, я тем самым попыталась изучить следующее:
динамику развития концепции маркетинговой деятельности;
направления изменений функции маркетинга в компаниях;
обусловленность функциональных изменений маркетинга существующими концепциями.
Перед собой я ставила задачу как рассмотрение предшествующей маркетинговой деятельности с целью прогнозирование будущих маркетинговых стратегий, так и выявление реальных перспектив практики маркетинга.
Обзоры современной литературы по маркетингу, анализ, существующий теорий маркетинговой деятельности могут стать важным подспорьем для выявления эффективных методов маркетинга в деятельности крупных международных фирм, но никак не основным и тем более не единственным способом такого рода исследования.
Учитывая то, что до сих пор вклад в теорию маркетинга в основном вносил опыт признанных лидеров маркетинговой деятельности – фирм, работающих на продовольственных рынках, выпускающих товары массового потребления, я посчитала интересным изучить опыт крупных многонациональных компаний, работающих в различных отраслях производства.
Преобразовании происходящие в маркетинговой информационной деятельности, исследовании, планировании, коммуникациях на сегодняшний день очень радикальные. Новые технологии, «точечное» взаимодействие с потребителями – это видимая часть информационного айсберга. Рыночная власть буквально переходит к потребителям – более образованным, уверенным, диктующим свои условия. Через Интернет становятся одновременно доступным различные источники информации. Потребитель может сравнивать характеристики товаров, цены, адресоваться к рекламе или не формальному мнению других людей, заказывать товары через электронные магазины.
«Полюс предложения» отвечает интернетовскими диалогами с потребителями созданием баз данных о потребителях для более детального контроля и за поведением.
Маркетологи начинают работать не с «портретами» потребителей, выявленными в результате выборочных опросов, а с конкретными, живыми людьми, с из реальными особенностями, запросами, переживаниями.
Набирающий силу маркетинг взаимоотношений – это продукт информационной эпохи. Но меняются ли главные принципы, подходы к управлению маркетингом – сегментирование, позиционирование, маркетинговый инструментарий? Как главные этапы маркетинговой деятельности они остаются незыблемыми. Содержательная часть безусловно, претерпевает изменения. Для маркетинга взаимоотношений, например, ведущим критерием сегментирования становится ценность (прибыльность) потребителя. Программы взаимодействия разрабатываются в соответствии с суммами денег, которые потребители оставляют фирме в течение определенного периода времени.
Ведь закон маркетинга: учет потребностей должен приносить прибыль.
Вряд ли маркетинг откажется и от идеи позиционирования как способа дифференциации марок в сознании потребителей. Эволюция творческих подходов к позиционированию впечатляет. Отличительный образ в сознании становится все более виртуальным. Ассоциации с реальным продуктом конструируются по велению маркетологов.
Из позиционирования выросли его Величество Бренд, а так же брендинг как метод управления потребительским сознанием. Это путь от простого имени марки к весьма сложной мудреной конструкции, называемой идентичностью бренда.
Идентичность – это комплекс осязаемых атрибутов (имя, упаковка, фирменные элементы и т. д.) и неосязаемых характеристик, таких, как качество, преимущества, ценности, индивидуальность…
В строительстве бренда принимают участие исследователи, психологи, лингвисты, компьютерщики, юристы, дизайнеры, специалисты в области маркетинговой эстетики и т.д. Здесь важно, чтобы полет воображения не противоречил реальности самого продукта и тех базовых выгод, которые потребитель хотел бы получить.
В брендинговую стратегию наиболее удачно вписываются продукты с низкой потребительской вовлеченностью, а так же заведомо яркие и видимые продукты. В настоящее время брендом, похоже, может стать что угодно: известная личность, название города, страны, популярная символика и т.д. Даже если организация не следует брендинговой модели, но добивается успеха, она становится известной, а ее имя превращается в бренд. Вольно или не вольно.
Потребителю проще выбирать, когда есть бренд, но выбор усложняется, когда рынок брендами переполняется. Тенденция – позиционировать бренды так, чтобы снять потребительский стресс. Бренд не всесилен, когда возможности и желание потребителя – выбирать и различать – заканчивается.
Стратегия позиционирования – это концентрат идей, которые доводятся до потребителя с помощью маркетинговых инструментов.
Инструменты маркетинга представляют собой средства труда маркетологов. Предметом же труда являются рынок, потребители. Инструменты маркетинга – это способы влияния на рынок, потребителей таким образом, чтобы получить желаемую обратную реакцию. Знания, чувства, эмоции, отношения, поведение – таков типичный и желаемый отклик потребителей на маркетинговое воздействие.
Массовое изменение потребительского сознания и поведения серьезно влияет на рыночную структуру, характеристики рынка (емкость, доли, динамику, тенденции и т.д.). Сущность маркетинга – в организации подобных преобразований. Каким же количеством инструментов располагает сегодня маркетолог? Традиционные «4Р» (товар, цена, коммуникации, распределение) разрослись до «16Р», и это, скорее всего, не предел.
Наверное, не любая маркетинговая деятельность (исследование, организационные изменения, контроль и т.д.) оказывает непосредственное влияние на потребителя, хотя и должна учитываться в процессе маркетингового планирования. С точки зрения ряды «16Р» заметно редеют.