Дело в том, что применение психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.) при построении модели конкурентоспособности личности так или иначе направлено на особую организацию педагогического процесса прежде всего как деятельности по овладению предметными знаниями. При этом в должной мере не учитываются характеристики социокультурной реальности и социально-психологические характеристики развития личности учащихся, иначе говоря, игнорируются те существенные моменты, которые делают возможным само понимание КС-поведения и полноценное овладение им. В этой связи возникает проблема организационно-управленческой интерпретации теоретической модели конкурентоспособности личности, которая может быть решена в методологии и контексте теоретических представлений инновационного педагогического менеджмента.
Обратимся к понятию «инновационный педагогический менеджмент», который рассматривается в психолого-педагогической литературе в кругу таких основных понятий, как «педагогические инновации», «организационные изменения», «гармонизация отношений субъектов инновационного процесса», «синергетический эффект», «стратегия успеха», «ситуационный подход», «сопротивление организационным изменениям» и др. Как было отмечено, анализ различных определений приводит к выводу, что главный смысл инновационного педагогического менеджмента состоит в поиске и обосновании управленческого комплекса (принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления), связанного с инновационным преобразованием педагогической системы и предполагающего постановку стратегических целей, принятие решений, разработку способов и путей их достижения.
Принципиальное отличие (базовые параметры) инновационного и неинновационного менеджмента представлены в табл. 1.
Как обобщенная и систематизированная методологическая основа управления процессом формирования конкурентоспособности личности инновационный педагогический менеджмент может быть представлен в определенном наборе проектных позиций. Каждая такая позиция отражает существенные особенности инновационного педагогического менеджмента и вместе с тем позволяет продвинуться в вопросах построения целостного процесса формирования КС-личности.
Таблица 1 Базовые параметры инновационного и неинновационного менеджмента
n.n. |
Традиционное управление учебно-воспитательным процессом (УВП) |
Инновационный педагогический менеджмент |
1 |
Целепостановка согласно достигнутым результатам |
Целепостановка согласно прогнозируемой перспективе |
2 |
Фиксированные позиции субъектов УВП |
Опора на самостоятельность и инициативность всех субъектов УВП |
3 |
Управление УВП как реакция на конкретно возникающие события (как правило, с запаздыванием) |
Управление УВП как активный поиск возможностей с учетом предвидения будущего |
4 |
Минимизация отклонений от принятых схем организации УВП; стремление к максимальной унификации основных составляющих УВП |
Плюрализм, множественность логик развития УВП; стремление к педагогическим инновациям, поиску новых подходов к организации УВП |
5 |
Поиск решения управленческих проблем ведется последовательно до первого положительного решения |
Поиск решения управленческих проблем ведется с применением специальных технологий процесса принятия решения, критерием которых является оптимизация педагогической системы в целом |
6 |
Оптимизация результативности УВП |
Оптимизация потенциала результативности УВП |
Проектная позиция «инновационная среда». Профессиональная и внепрофес-сиональная жизнедеятельность человека с точки зрения КС-поведения - это непрерывный поток ожидаемых и неожиданных изменений, детерминируемых вероятностно-неопределенной социокультурной средой. Для актуализации и управления КС-поведением учащихся необходима специально организованная среда. Педагогический менеджмент имеет дело с педагогическими инновациями разного характера и направленности. Применительно к проектируемому педагогическому процессу данная позиция определяет специфику и общую архитектонику инновационной среды: ее ориентации (социокультурная, экономико-предпринимательская и др.), региональные особенности; источники и типы инноваций; характер и механизмы воздействия на учащихся.
Проектная позиция «барьеры КС-поведения». Все виды активности человека неизбежно связаны с психологическими барьерами познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера. Психологические барьеры раскрывают природу КС-поведения, выступают одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и критерий развития личности. Инновационный педагогический менеджмент в представленной позиции ставит вопросы о типах барьеров КС-поведения и их целенаправленном применении при организации процесса формирования КС-личности (разработка индивидуальных маршрутов, конкретизация содержания и инструментария системы психолого-педагогической поддержки).
Проектная позиция «рефлексия КС-поведения». Педагогический менеджмент рассматривает рефлексию субъектов педагогического процесса как обязательное условие инновационного преобразования и в то же время - как специфический объект управления. Рефлексия как психологический процесс позволяет учащимся адекватно оценивать «себя со стороны». Данная проектная позиция включает в систему взаимоотношений «учащийся - педагог», «учащийся - учащиеся», «учащийся - социокультурная среда» новую рефлексивную составляющую - знание и оценку своего наличного конкурентоспособного потенциала и своих инновационных возможностей. Такого рода знания помогают ученику проектировать свою учебную и внеучебную деятельность, а также прогнозировать свое будущее с позиции уникального личностного опыта.
Проектная позиция «организационные изменения». Организационные изменения - ключевое понятие инновационного педагогического менеджмента. В контексте инновационного педагогического менеджмента данная позиция предполагает соответствующие организационные изменения педагогического процесса, когда обучаемые (в нашем случае учащиеся старших классов) последовательно погружаются в инновационную среду КС-поведения, то есть овладевают программными знаниями и умениями или осуществляют их применение с конкретно заданных позиций конкурентоспособности. Инновационный педагогический менеджмент в организации целостного педагогического процесса формирования КС-личности должен быть представлен практикой и системой средств управления данным процессом. Организационные изменения предполагают наличие специальных социально ориентированных технологий, определенной психолого-педагогической поддержки, хорошо отлаженных процедур мониторинга процесса формирования КС-личности.