рефераты по менеджменту

Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента

Страница
2

С позиций структурно-функционального подхода нами выделяются следующие компоненты конкурентоспособности - парадигмально-прогностический, информационно-содержательный, опера-ционально-деятельностный, мотивацион-но-ценностный и эмоционально-волевой. Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.

Парадигмально-прогностический компонент предполагает выявление личностных перспектив конкурентоспособного поведения (КС-поведения), самосовершенствование в соответствии с идеальной моделью КС-поведения.

Информационно-содержательный компонент образует комплекс знаний, связанных с «Я-концепцией», определением стратегии и тактики КС-поведения, принятием решения, самооценкой, коммуникативными и регулятивными действиями.

Операционально-деятельностный компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность КС-поведения.

Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностные ориентации личности, стремление к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития.

Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.

Систематизация качеств конкурентоспособности - это задача не только теоретическая, но главное - практическая, касающаяся критериев социокультурного развития и личностного самосовершенствования каждого человека в отдельности. В ходе исследования структурные составляющие конкурентоспособности конкретизированы в наборе определенных параметров, которые в формальном плане разделены на две группы: показатели надежности предметно-средовых знаний (что соответствует информационно-содержательному и опера-ционально-деятельностному компонентам) и показатели надежности личностного саморазвития (что соответствует парадигмально-прогностическому, моти-вационно-ценностному и эмоционально-волевому компонентам) (рис. 1).

Степень развития указанных компонентов, представленная в виде обобщенного интегрального индекса, может быть принята как показатель уровня конкурентоспособности.

Это можно выразить в виде математической записи графического представления (рис. 1):

KC = F(Рзн; Рлич)

или КС = Рзн * Р лич, где КС - индекс конкурентоспособности (вероятность достижения успеха);

F - обозначение знака функциональной зависимости; Р зн — уровень развития личности в предметной области; Рлич - уровень социально ориентированного развития личности.

Уровень личностного саморазвития Рис. 1. Модель конкурентоспособной личности

Для практического исследования уровня конкурентоспособности конкретного учащегося предлагается схема, основанная на двумерном подходе к пониманию рассматриваемого свойства личности.

Схематичное описание модели предполагает наличие двух векторов, которые отражают конкурентоспособность личности в области предметных знаний (ось ординат) и в области социально-ориентированного развития (ось абсцисс) (рис.1).

Параметры в своей совокупности позволяют представить степень выраженности (сформированности) конкурентоспособности в виде обобщенного инте-гративного индекса: ОИИ кс = F (Р зн; Р лич) или ОИИкс=Рзн*Рлич, где ОИИ кс — обобщенный интегральный индекс конкурентоспособности (вероятность достижения успеха); F - функциональная зависимость; Рзн - показатель надежности предметно-средовых знаний; Рлич — показатель надежности личностного саморазвития.

Для практической оценки уровня конкурентоспособности предложена схема в виде двух векторов - вектора предметно-средовых знаний (ось ординат) и вектора личностного саморазвития (ось абсцисс) (Рис. 2).

Рис. 2. Схема расчета индекса ОИИкс

Полученная таким образом теоретическая модель позволяет выполнить проектные описания целостного процесса формирования КС-личности. При выполнении данной процедуры мы имели возможность опереться на алгоритм педагогического проектирования и систему проектных характеристик (целефункцио-нальные, содержательные, структурно-логические, инструментально-технологические, организационно-управленческие), предложенные Ю.С. Тюннико-вым.

Согласно представленной схеме,

обобщенный интегративный индекс рассчитывается следующим образом:

где Х - уровень развития личности в области предметно-средовых знаний; У - уровень личностного саморазвития.

Обратим внимание на ряд принципиальных моментов разработанной теоретической модели. Во-первых, модель дает необходимые представления о том, в чем именно заключается суть стратегии образовательно-воспитательного процесса и в этой связи позволяет определить систему его педагогических приоритетов. Тем самым появляется возможность определить целефункциональные характеристики процесса, ориентированного на формирование КС-личности.

Во-вторых, структурные компоненты и параметры конкурентоспособности позволяют центрировать предметное содержание, реализуемое учебными планами общеобразовательной школы, и налаживать структуру межпредметных связей под стратегически заданную цель. В итоге конкретизируются содержательные характеристики проектируемого процесса.

В-третьих, компоненты и параметры модели задают логико-содержательную основу для определения этапов целостного педагогического процесса и установления преемственности педагогических целей. В этой связи уточняются структурно-логические характеристики проектирования.

В-четвертых, модельное представление конкурентоспособности личности позволяет говорить об определенном наборе педагогических средств, методов и приемов обучения и воспитания, организационных форм, педагогических технологий, что имеет прямое отношение к инструментально-технологическим характеристикам рассматриваемого процесса.

В-пятых, теоретическая модель конкурентоспособности личности указывает на необходимость разработки организационно-управленческих характеристик проектирования, посредством которых координируются и направляются взаимодействия педагогов образовательных учреждений.

В итоге теоретическая модель связывает пять групп проектных характеристик и вскрывает существенные взаимосвязи всех компонентов целостного процесса формирования КС-личности (целей, содержания, методов, средств, форм организации, результатов).

Вместе с тем теоретическая модель конкурентоспособности личности (на том уровне общности, который принят при ее разработке) не дает прямого ответа по целому ряду вопросов: по поводу структуры образовательно-воспитательного процесса, особенностей функционально-ролевого распределения субъектов педагогического процесса, системы педагогического инструментария, возможностей использования педагогического потенциала социокультурной среды.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту