Таблица 6
Каналы сбыта важнейших видов товарной продукции
№ |
Каналы |
Важнейшие виды товарной продукции (тыс. руб.) |
Управленческое | ||||
п/п |
сбыта |
А |
Б |
В |
. |
Итого продукции |
решение |
1 а б |
Производитель-потребитель (по прямым связям) – всего, в том числе: завод-завод другие | ||||||
2 |
Оптовая торговля | ||||||
3 |
Мелкий опт | ||||||
4 |
Розничная торговля | ||||||
Итого по виду продукции: |
Для избежания и уменьшения риска невостребованности продукции необходимо знать, каков спрос на продукцию, производимую предприятием, и влияющие на него факторы, называемые детерминантами спроса. Их следует сгруппировать, выделив внешние и внутренние.
К внешним факторам спроса относятся объем предложения данного товара на рынке, тип продукции, число разновидностей товаров на рынке, уровень доходов потребителей, ожидания потребителей относительно будущего изменения доходов и цен на товары, потребительские предпочтения или вкусы, полезность данного продукта, число покупателей на рынке, цена товара и др. Они являются преимущественно неуправляемыми со стороны производственного предприятия. Тем не менее менеджер должен глубоко анализировать внешние детерминанты спроса для прогнозирования его тенденций и снижения риска невостребованности продукции.
Внутренними факторами спроса на продукцию предприятия являются ее цена относительно суммы покрытия затрат на производство и ценовой политики, качество продукции, квалификация персонала, качество оборудования и материальных ресурсов, научно-технический уровень производимой продукции и т.д. Они относятся к управляемым факторам, прямо или косвенно влияющим на величину спроса на продукцию предприятия и, следовательно, показатели риска ее невостребованности.
Предложенная классификация не претендует на единственность в поиске причин, факторов невостребованности продукции и путей ее избежания. Она не затрагивает всех видов и сторон предпринимательской деятельности, таких, как торговля, услуги, производство новой продукции, где есть свои специфические особенности. Она лишь позволяет быстрее определить наличие риска невостребованности продукции и подойти к проблеме экономической оценки ее последствий.
Проведем анализ ситуации, сложившейся в одном из швейных цехов АО " Смена" , по данным табл. 4.
Чуть больше трети продукции (37,26 %) находится на стадиях освоения производства, выведения и утверждения на рынке. Это не покрывает даже ее объема, заключенного в стадии " зрелости " . Если же учесть и продукцию, спрос на которую падает, то очевидно, что на предприятии сложилась сложная ситуация: через определенный период времени изделия из стадии "зрелости" перейдут в стадию " падения спроса " . Стоимостной же объем продукции первых трех стадий жизненного цикла, равный 269 тыс. руб., не сможет компенсировать потери реализации в размере 340 тыс. руб. или 47,09 %, а тем более 62,47 % ее объема, производимого в анализируемом периоде.
Таким образом предприятие находится в зоне высокого риска как по объему, так и по числу позиций ассортиментного плана, поскольку к последним по результатам управленческого решения отнесено пять из девяти видов продукции – 1-ый, 3-ий, 5-ый, 7-ой и 9-ый. Это составляет 55,5 % ассортимента швейных изделий цеха, что ниже общего числа позиций, попавших на стадии "зрелости" и "падения спроса" благодаря устойчивому спросу на постельное белье.
При небольшом по широте ассортименте или по сгруппированным данным целесообразно применение графического метода анализа (см. рис.7).
Рис. 7. Выпуск важнейших видов товарной продукции по стадиям ее жизненного цикла
А – в швейном цехе АО "Смена";
Б – нормальная ситуация.
Рис. 7 иллюстрирует существенное отличие фактических данных (кривая А) от теоретического варианта (кривая Б), имеющего вид кривой нормального распределения.
Это подтверждает вывод об ошибочной ассортиментной политике предприятия и наличии высокого уровня риска невостребованности продукции.
Выявление риска невостребованности продукции по потребителю и по каналам сбыта возможен не только по схеме, приведенной в табл.5 и 6.
При наличии прямых связей целесообразно ранжировать потребителей в порядке возрастания или убывания объема реализации. В табл. 7 распределим по возрастанию оборота по реализации потребителей продукции АО "Смена" за месяц.
Таблица 7.
Потребители готовой продукции АО "Смена" (в неденоминированных ценах)
№ п/п |
Потребитель |
Объем реализации за месяц, (тыс. руб.) |
ТОО " Бемби" , г.Дмитров |
14686 | |
ТОО " Все для Вас" , г.Балашиха |
17750 | |
АОЗТ " Детский мир" , г.Брянск |
23391 | |
АОЗТ " Зенит" , г.Крымск |
23860 | |
Раменское потребительское общество |
24105 | |
ТООТ " Детский мир" , г.Тамбов |
28689 | |
АОО " Детский мир" , г.Старый Оскол |
30479 | |
ТОО " Звездочка" , ф.16 |
32935 | |
ТОО " Бемби" , г.Москва |
34182 | |
ОАО " Москва" , универмаг |
34300 | |
ТОО " Кумир" |
36100 | |
ТОО " Гусар" |
36800 | |
ТОО " Мечта" |
39600 | |
ТОО " Тимур" |
42254 | |
ТОО " Надежда" |
43590 | |
АООТ " Детский мир" , склад №1 |
45361 | |
ТОО " Орленок" , ф.27 |
45538 | |
Военторг, г.Щелково |
49850 | |
АТП магазин №5 " Искра" |
50985 | |
АОДТ " Краснопресненский" |
54850 | |
АО Торговый дом " ГУМ" |
63250 | |
Итого: |
772555 |