рефераты по менеджменту

Фирма: теория и практика в России

Страница
2

Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; иссле­довательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые воз­можности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой уси­лиями наилучшим образом подготовиться к использованию но­вых стратегических возможностей.

В самом общем плане цели фирмы представлены в таблице 1.

Цели фирмы [2. с. 250].

Таблица 1

Общественная группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Местная община

Держатели акций

Кредиторы

Потребители

Управляющие

7. Работники наемного труда

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды

Сохранение природных ресурсов

Благосостояние общины

Рост доходов

Рост стоимости акций

Стабильность доходов

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение потребностей

Рост доходов

Профессиональный интерес

Занятость

Уровень оплаты

Досуг

Условия труда

Удовлетворение от работы

Создание фирмы тесно связано с предпринимательской дея­тельностью, которая предполагает готовность владельца капита­ла или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсифика­цией (производство различных видов продукции и распределе­ние капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о вы­бранной сфере деятельности, финансовой и экономической при­влекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, облада­ющих научно-технической новизной; правильным выбором ор­ганизационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде дея­тельности [2. с. 249].

Направления деятельности фирмы.

Неоклассическая теория фирмы.

Различные школы экономической науки по-разному тракту­ют определение фирмы как категории.

Технологический подход к изучению фирмы сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность опре­делить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при за­данном уровне развития техники и технологии, при всех возможных ком­бинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функ­ция в экономической теории получила название производственной. С ее помощью мы можем определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зре­ния соотношения затрат и выпуска [5. с. 203].

В рамках технологического подхода проблема определения опти­мального размера, или границ фирмы является центральной. В этом поиске нам нужно прибегнуть к эффекту экономии на масштабах производства, или возрастающей отдачи от масшта­ба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого рос­та переменных издержек. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. Так, на­пример, для компании-производителя полиграфической продукции он будет исчерпан, если мощности имеющихся в наличии печатных стан­ков полностью используются, а приобретение новых станков невозмож­но без строительства или аренды дополнительных производственных помещений.

Неоклассическую фирму справедливо сравнивают с «черным ящи­ком» - она воспринимается как данность, затем в этот «ящик» опускают порции ресурсов, закрывают крышкой и, наконец, через некоторое вре­мя чудесным образом извлекают из него произведенные блага. Но тех­нологический подход не позволяет нам выяснить, откуда взялся этот «ящик» и что происходило внутри него [5. с. 203].

В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.

Институциональная теория фирмы.

Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объ­ективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществова­ние в единой рыночной экономике двух типов отношений: тра­диционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения созна­тельного регулирования производства, отношения координа­ции, для эффективности которых важное значение имеют не­рыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутри­фирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из за­конов рыночной экономики: соотношение рыночных и неры­ночных связей определяется движением (сокращением или уве­личением) рыночных трансакционных издержек. [4. с. 99]

Альтернативный технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках институциональной экономической теории. Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берет свое начало с клас­сической статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Взгляды Р. Коуза в дальнейшем получили свое развитие в работах таких широко изве­стных ученых, как А. Алчиян, X. Демсец, Д. Норт, Г. Саймон, О. Уильям-сон, К. Эрроу и др.

В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации при­были, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономернос­тей ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения. Помимо категории института, для объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории используются такие ключе­вые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое по­ведение, асимметричность информации, специфичность ресурсов и контракт.

В отличие от неоклассической концепции, перед нами мир с ненулевы­ми трансакционными издержками, минимизировать которые можно толь­ко при условии четкого распределения прав собственности каждого эко­номического субъекта. Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процессе осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно предусмотреть защиту всех наших интересов пу­тем заключения соответствующего контракта (договора). На первый взгляд, мы все предусмотрели и не нуждаемся в существовании такого института, как фирма.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту