Мы живем во время процветания организаций с эффективной управленческой структурой и эффективно налаженным руководством, во время, в котором жизнь компаний с плохо развитым управлением становится все более короткой. Научнотехнический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней среды предприятий.
На продовольственном рынке России усиливается конкурентная борьба за потребителей, доступ к сельскохозяйственному сырью, использование территориальной сбытовой инфраструктуры. В этих сложных условиях Алтайский краевой союз потребительских обществ проводит стратегию выживания, и сегодня можно говорить о том, что он начинает адаптироваться к условиям рынка.
Что же является фундаментом развития крайпотребсоюза как субъекта регионального продовольственного рынка и каковы дальнейшие перспективы его развития?
Систему потребительской кооперации можно рассматривать как крупнейшую корпорацию с многоотраслевым хозяйством, а ее подразделения обл(край)потребсоюзы как мощные, крупные организации.
В 80е годы численность членовпайщиков Алтайского крайпотребсоюза превышала 700 тыс. человек (в настоящее время свыше 170 тыс. человек), распределительная сеть включала свыше 5 тыс. магазинов, рынки во всех городах и районах края, крупные межрайонные базы, более 50 предприятий по производству мясопродуктов. Однако в 90е годы взаимосвязи внутри системы потребкооперации были разрушены, что привело к ухудшению показателей ее деятельности, утрате ее позиций в торговле, заготовках, производстве (табл. 1).
Таблица 1
Динамика экономических показателей по Алтайскому крайпотребсоюзу в 1992—2000 гг.
Показатель |
1992 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
Розничный товарооборот, всего | |||||
в действующих ценах каждого года, | |||||
млн руб. |
17193 |
583 |
634 |
1063 |
1307 |
Производство мясопродуктов, тыс. т |
3,8 |
3,2 |
1,5 |
1,1 |
1,2 |
Удельный вес товарооборота | |||||
потребкооперации в общем | |||||
товарообороте края, % |
37,0 |
9,6 |
5,9 |
6,1 |
5,4 |
Товарооборот предприятий потребительской кооперации Алтайского края за годы реформирования резко снизился и составил в 2000 г. 8% от уровня 1992 г., а производство мясопродуктов в 2000 г. 31% от уровня 1992 г. Алтайский крайпотребсоюз постепенно утрачивал свои позиции на рынке сначала под воздействием неблагоприятной рыночной конъюнктуры, а потом под натиском конкурентов.
Закупки мяса по крайпотребсоюзу за годы реформ снизились в 11 раз и составили в 2000 г. всего 9% от объемов закупок 1990 г. Кроме того, с 1991 г. более чем в 2 раза сократилось количество предприятий по производству мясопродуктов. Лишь за последние 2 года их число стало увеличиваться и сегодня составляет 32 единицы.
Сложнейшее положение в потребительской кооперации края возникло по причине ее неготовности действовать в условиях конкуренции. Предприятия потребкооперации оказались в совершенно непривычной для них среде. Они не обладали навыками и приемами действовать в ней и, как результат, значительная часть предприятии находится в тяжелом финансовом положении, работает убыточно.
Однако положение в системе Алтайского крайпотребсоюза постепенно начинает меняться к лучшему, получен положительный финансовый результат в 2000 г., и, кроме того, происходит заметное снижение числа убыточных предприятий, хотя их еще немало 37 единиц (табл. 2).
Динамика финансовых показателей по Алтайскому крайпотребсоюзу в 1992—2000 гг.
Показатель |
1992 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Прибыль (+), убыток (—), млн руб. Доля убыточных предприятий в потребкооперации края, % |
+375,0 7,1 |
51,0 70,6 |
40,0 80,7 |
21,0 65,9 |
+8,7 45,1 |
Однако, несмотря на заметные сдвиги, еще рано говорить о том, что положение стабилизировалось. Предприятия потребкооперации,за исключением нескольких, твердо стоящих на ногах, вынуждены проводить политику, ориентированную на выживание.
Эта политика включает в себя мероприятия, направленные прежде всего на обеспечение финансовой устойчивости, совершенствование методов управления, повышение имиджа системы потребительской кооперации, мотивацию активного участия в потребительских обществах, подготовку и переподготовку кадров. Необходимо отметить, что по уровню квалификации руководящих работников в ряде потребсоюзов Сибири Алтайский крайпотребсоюз находится на одном из последних мест. Картина складывается весьма и весьма удручающая. В 2000 г. на предприятиях потребкооперации Алтайского края доля руководителей, имеющих высшее образование, составила лишь 37,1%.