Предприятия потребительской кооперации края, как правило, возглавляют приверженцы производственной идеологии. Их усилия сосредоточены на том, чтобы как можно дешевле производить изделия, не учитывая предпочтения и нужды потребителей. Большинство руководителей и специалистов потребительской кооперации получили профессиональные знания в условиях плановой экономики. Рыночные условия хозяйствования требуют знаний и умений, которыми данные работники в должной мере не располагают. Необходима перестройка психологии и образа действий руководителей с ориентацией на маркетинг.
Исследование выявило, что отдельные руководители и специалисты осознают целесообразность внедрения маркетинга, однако они не знают, с чего начать и как осуществить это на деле. Среди основной части управленческого персонала распространено мнение, что причины кризисного положения в системе потребительской кооперации кроются в низких доходах сельского населения, в несовершенстве налогообложения и государственной политики. Поэтому многие из них считают, что нет необходимости тратить время и средства на маркетинг. Они полагают, что лучше знают свою организацию и ее проблемы, чем ктолибо, и что можно старыми приемами достичь успеха в решении новых вопросов.
Сельский рынок, на котором в основном работают организации потребительской кооперации, имеет свои особенности. Потребности сельских жителей известны и стабильны, и исследование рынка, как правило, не производится. У сельского населения незначительный платежеспособный спрос, низкая плотность распределения, сельчане ориентированы на натуральную модель потребления продовольствия, когда поступления из личного подворья покрывают до 85% необходимых продуктов питания.
В этих условиях потребительская кооперация несет социальную миссию: она должна обеспечивать жизненно важными продовольственными товарами жителей самых удаленных и труднодоступных населенных пунктов, и Алтайский крайпотребсоюз имеет планово убыточные магазины в этих пунктах.
Как показало исследование, отсутствие маркетинговой ориентации является главной причиной кризисного положения предприятий потребительской кооперации края. Чтобы успешно функционировать в условиях конкуренции, нужно сформировать конкурентную стратегию. Исходным пунктом ее формирования является осознание руководством невозможности сохранить и укрепить свои позиции в условиях перенасыщенного рынка. Отсюда при неизменной системе управления необходимость переориентации методов управления предприятием с опорой на достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).
Для обеспечения экономической стабильности Алтайскому крайпотребсоюзу также необходимо более четко определиться со своей корпоративной миссией, проанализировать сильные и слабые стороны и, кроме того, определиться со своим стратегическим полем.
Стратегии Алтайского крайпотребсоюза по степени охвата товарного рынка схематично можно представить в следующем виде:
Рис. 1. Стратегии предприятий потребительской кооперации Алтайского края по степени охвата товарного рынка
Силовая стратегия является наиболее приемлемой изза широких возможностей потребительской кооперации именно как системы. Потребительская кооперация Алтайского края обладает разветвленной сбытовой сетью, собственными посредническими, производственными и заготовительными предприятиями. При слаженной работе такого комплекса открываются большие возможности для саморазвития на уровне райпо, горпо, райпотребсоюзов и в целом крайпотребсоюза. Однако реализовать такую стратегию может только сильное руководство.
Пока же свои конкурентные преимущества в рамках традиционной силовой стратегии, которые потребительская кооперация имела в начальный период рыночных преобразований, она не использовала. Эффект первого шага, который бы оставлял за кооперацией лидирующее положение на рынке, не достигнут.
Потребительская кооперация Алтайского края по ряду причин объективного и субъективного характера оказалась в позиции следующего за лидером. Однако и в этой позиции вполне реально проведение силовой стратегии на уровне крайпотребсоюза и райпо.
Стратегия консолидации сил на важнейших направлениях развития должна предусматривать комплекс решений и действий по реализации общих задач, обеспечению финансовой устойчивости, созданию благоприятного общественного мнения о потребительской кооперации, подготовке и переподготовке руководящего состава и специалистов, выработке единых подходов во взаимоотношениях с государственными органами управления и т. д.
Кроме того, необходимо совершенствовать методы управления, ориентируя их на стратегические подходы, маркетинг. Нужно также пересмотреть структуру управления кооперативными хозяйствами. Сейчас она явно не отвечает требованиям рыночной экономики, так как в основе своей опирается на принципы социалистического хозяйствования.
Таким образом, система управления предприятиями потребительской кооперации Алтайского края пока не отвечает требованиям ведения хозяйства в условиях рынка и конкуренции, а переход к работе в условиях реальных рыночных отношений поставил руководителей предприятий перед выбором новых путей выживания и развития.
Предприятия потребительской кооперации Алтайского края, обладая набором факторов, благоприятствующих созданию конкурентного преимущества (сеть магазинов, столовых, ресторанов, промышленных предприятий, оптовых баз, заготконтор, положение на рынке), тем не менее в большинстве своем остаются неконкурентоспособными. Внедрение маркетинга как современной концепции управления обеспечит повышение конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации Алтайского края.
Сегодня очень важно осознать, что маркетинговый комплекс это не просто товар, его цена, распределение и продвижение. В современных условиях особую значимость приобретают маркетинговые исследования, планирование, организация и контроль маркетинга на предприятии.
Необходимо рассматривать маркетинг как современную концепцию управления. Философию маркетинга можно сформулировать следующим образом:
• место, занимаемое организацией на рынке, является основополагающим показателем ее успешной деятельности;
• рост капиталовложений в производство не должен отставать от роста рынка (лучше, если первое превосходит второе);
• цена на продукцию является главным оружием в борьбе за долю рынка, поэтому она должна постепенно уменьшаться по мере снижения себестоимости продукции;
• стержневое правило, которого следует придерживаться: нужды и предпочтения потребителя превыше всего.