рефераты по менеджменту

Психодиагностика профессионально важных свойств и деловых качеств

Страница
3

В итоге многолетней работы по изучению личности и разработке объективных критериев профессиональной успешности мною создан индивидуально-типологический опросник ИТО. Методика выявляет восемь основных индивидуально-личностных тенденций, вполне достаточных для предварительного портрета личности. Это – интроверсия, экстраверсия, сензитивность, спонтанность, ригидность, эмоциональная лабильность, спонтанность и сензитивность. Методика уже не первый год широко используется в сфере профориентации, кадрового отбора и в научно-исследовательских целях. Ее применение позволяет в процессе короткого обследования получить представление о тех ведущих тенденциях в характере конкретного человека, которые могут служить основой для профориентации и кадрового отбора.

Но наиболее объективными и отражающими глубинные, неосознаваемые переживания являются тесты, использующие невербальные стимулы (цветовые эталоны, картинки или портреты, неструктурированные пятна). Для того, чтобы получить всесторонний портрет личности, в 1996-2001 гг. мною разработана и внедрена в практику батарея тестов, которая выявляет личностные особенности на всех уровнях самосознания. Это – 1) декларативно-установочный образ Я – то, что человек хочет рассказать о себе, 2) объективная картина представления о самом себе и 3) неосознаваемый уровень, скрытые от сознания мотивы и переживания.

Разработанная модель психодиагностического исследования личности позволяет на надежном уровне объективно оценить эмоциональные особенности индивида, его интеллектуальные способности, стиль межличностного поведения и мотивационную направленность. В структуре батареи тестов на фоне первичных данных, полученных с примененим ИТО, используются следующие тесты:

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, адаптированный и модифицированный тест MMPI (полный, с использованием дополнительных шкал – 566 утверждений, и сокращенный – 397 пунктов. Это – полупроективный тест, исподволь выявляющий эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы.

Метод цветовых выборов МЦВ (модифицированный тест восьми влечений Люшера) - проективный тест, выявляющий особенности актуального состояния в контексте той или иной личностной основы.

Метод портретных выборов МПВ, адаптированный и модифицированный тест восьми влечений Сонди, глубинный проективный тест направленный на изучение бессознательных аспектов личности, базирующихся на восьми основных влечениях.

Вербальный фрустрационный тест (ВФТ), позволяющий оценить уровень агрессии и сопротивления личности средовым влияниям, cферу нарушенных межличностных отношений и иерархию ценностей индивида (авторская разработка).

Метод диагностики межличностных отношений ДМО (адаптированный тест Лири), позволяющий выявить субъективную самооценку обследуемого лица в сопоставлении с идеальным образом «Я», а также оценку им значимых окружающих в сравнении с их идеальным образом.

Для изучения уровня интеллекта и когнитивных функций наиболее эффективными для применения в разных целях являются:

Интеллектуальный культурно-свободный тест Кеттелла, направленный на изучение интуитивного типа мышления, связанного с социальной предприимчивостью.

Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.

Анализ полученных в процессе применения тестовой батареи данных позволил по-новому подойти к решению некоторых проблем профориентации и кадрового отбора и отойти от некоторых устоявшихся догм.

Стало ясно, что для каждого отдельного исследования в зависимости от задачи, стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, чтобы набор используемых тестов носил дополняющий характер и охватывал разные аспекты личности.

Выяснилось, что позиция психолога должна основываться не только на специфических условиях трудовой деятельности, но и на многообразии человеческих характеров. Каждому человеку может быть найдено место, наиболее соответствующее его склонностям. Речь может идти лишь о том, где он будет более успешен, а где - меньше или вовсе непригоден. Профессий гораздо больше, чем типов личности. Поэтому, использование специальных шкал, ориентированных на определенную профессию, по типу "одна шкала - одна профессия” оказалось не эффективным: это значительно сужает зону поиска профпригодных людей. Кроме того, каждая профессия предусматривает разные служебные роли, что позволяет более дифференцированно подходить к профессиональной адаптации тех лиц, у которых уже нет возможности изменить свой выбор кардинально.

Стоящая в центре внимания психологов административного деятельность опирается на некий универсальный набор устойчивых личностных свойств, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой людей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществляя при этом соподчиненность по отношению к вышестоящим структурам. При этом специальность отходит на второй план или перестает играть существенную роль. Например, в медицине, в искусстве, в науке личности авторитарного плана, выдвинувшиеся на административные должности, иногда утрачивают опыт специалиста-профессионала. Чем более прагматично общество и чем дальше оно от духовных идеалов, тем чаще встречается тип администратора, в профессиональном плане уступающего подчиненным. Руководитель - это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Тест ДМО позволяет достаточно тонко дифференцировать разные варианты стиля руководства – командно-административный стиль, упорно-догматический, бескомпромиссно-независимый, деликатный, ответственный, демократичный, конфликтный, конвенциональный и пр.

Общая черта, характерная для руководителей разного типа, это - лидерство. Лидерский тип личности как правило характеризуется показателями силы, стеничности, коммуникативности. По данным СМИЛ - это повышенные 4-я и 9-я шкалы, демонстрирующие высокий уровень притязаний, преобладание мотивации достижения, высокую самооценку и уверенность в себе, оптимизм и жизнелюбие, общую высокую активность при низкой 0-й (коммуникабельность), а умеренно повышенная 6-я характерна для личностей, у которых помимо авторитарности проявляется также тенденция к систематизации, чувство соперничества, упорство в достижении цели, умение заразить окружающих своей увлеченностью и повести их за собой. Если у лидера широкий круг интересов, богатое воображение и склонность принимать нестандартные решения, то в профиле СМИЛ это отражается умеренно повышенной 8-й шкалой. При низкой 3-й лидер не обнаруживает необходимой дипломатичности, повышенная 1-я характерна для лидеров-догматиков, слепо следующих общепринятым правилам и инструкциям. Низкая 7-я шкала может быть признаком отсутствия ориентации на морально-нравственные опоры и общепринятые нормы поведения, при этом также трудно исключить тенденцию руководствоваться в жизни девизом "цель оправдывает средства", когда человек мало считается с проблемами и переживаниями других людей. При высокой 4-й (выше 75 Т) можно опасаться избыточной авторитарности, а высокая 6-я должна настораживать в отношении слишком императивного стиля поведения и выраженной конфликтности в ситуации, когда окружающие пытаются проявить малейшее несогласие или высказать собственное мнение. Сочетание повышенных 4-й шкалы со 2-й свидетельствует о болезненном самолюбии и остром переживании неудач у амбициозной личности при выраженном контроле сознания и склонности к анализу своих поступков. Низкая 2-я (ниже 50 Т, а также ниже 1-й и 3-й шкал) отражает тенденцию к вытеснению проблем из сознания и низкий самоконтроль. У лидеров-женщин помимо общих с мужчинами психодиагностических показателей как правило наблюдается высокая 5-я шкала, что характерно для мужественного и самостоятельного стиля поведения, не типичного для ортодоксально женственной натуры. По данным Сонди у лидеров часто встречается "мажорное Я"(k+_ p0 s+!).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту