Все эти нюансы служат более дифференцированному подходу в оценке лидерских качеств обследуемого лица. По данным метода цветовых выборов (восьмицветовой тест Люшера) у лидеров значимо преобладает на первой позиции 3-й цвет, причем чаще в сочетании со 2-м (что свидетельствует о системном мышлении и организаторских способностях) или с 4-м (что больше характерно для эмоциональных оптимистов с чувством юмора, общительных и разговорчивых). Сочетание 3-го с 1-м на первых позициях характерно для более мягких и нервных лидеров, работающих на износ, внешне неплохо сбалансированных, внутренне - противоречивых, болезненно самолюбивых. Если на первых трех позициях встречаются ахроматические или смешанные цвета, то 0-й выявляет трудности общения, 5-й может свидетельствовать о некоторых трудностях адаптации у личности с нешаблонным подходом к принятию решений, 6-й - о моральной приниженности. 7-й цвет на первых позициях отражает выраженную акцентуацию характера и говорит об утрированности лидерских черт и избыточной конфликтности. Большинство лидеров отличает высокая мотивация достижения по данным теста Хекхаузена, но избыточный уровень мотивации достижения при равной нулю мотивации избегания неудачи должен настораживать, так как решения и поступки такого лидера могут быть поспешными и опрометчивыми.
Известную опасность представляют также такие личности, для которых власть над другими является ведущей потребностью. Если при внимательном изучении выявляется элемент так называемой "одержимости", когда субъективизм и аффективная насыщенность переживаний становятся превалирующими в поведении человека и проявляются некорригируемым фанатизмом (профиль СМИЛ 684” - / 70). Однако опыт показывает, что занимающие важные посты лидеры не ищут встреч с психологами, опасаясь, видимо, объективного взгляда на свои способности и индивидуально-личностные особенности.
Eсли речь идет о предпринимательстве или менеджменте, то в первую очередь следует понять: что такое - "менеджер"? Это - должность или характер? Скорее всего здесь дело не столько в должности, которая может называться по-разному, а в стиле деятельности человека. Эта деятельность предусматривает предприимчивость, активность, организаторские функции, хорошую информированность в своем деле, артистичность, умение очаровывать и убеждать собеседника. Но при всем желании не каждый человек обладает таким набором разнообразных характерологических свойств, которые позволят ему преуспеть на этой работе. Есть люди серьезные, фундаментально прорабатывающие каждый вопрос и хорошо приводящие любую информацию в строгую последовательность и систему, но когда дело доходит до разговоров с новыми людьми, им чрезвычайно трудно войти в контакт, а, отстаивая свое мнение, они так горячатся и спорят, что у окружающих быстро иссякает терпение и пропадает всякое желание повторных встреч (профиль СМИЛ с высокой ведущей 6-й шкалой, s+!!, е-!!! или e+-! по Сонди, 25, 27, 37 на первых позициях по Люшеру ). Есть и другие, противоположного характера, легко и приветливо вступающие в беседу, моментально схватывающие настрой и интересы собеседника, быстро переключающиеся на любую тему, но также легко все забывающие, не слишком обязательные, не склонные к аккуратности (39 ведущие в профиле СМИЛ, 457 - выбор в тесте Люшера).
Таким образом, личностные свойства менеджера не могут сводиться к упрощенному набору свойств: наряду с живостью, общительностью, элементами демонстративности (артистичности), умением быть убедительным и настойчивым, не теряя при этом теплоты эмоционального настроя, менеджер должен быть также осторожным, гибким, вовремя (как локатор) улавливающим настроение другого человека, умеющим не только наступать, но и с честью отступать, продолжив затем наступательные акции с других заново отработанных позиций. Если у человека имеется хотя бы половина необходимых качеств из этого арсенала свойств и мы имеем дело с интеллектуально развитым и достаточно уравновешенным человеком, то остальное - дело тренированности и самосовершенствования. На ниве менеджмента успешно могут реализоваться не однотипные личности. Поэтому психологический портрет претендента должен рассматриваться в контексте той конкретной роли, которую он должен будет выполнять. Помощь психолога может состоять в том, чтобы человек получил достоверный портрет своей личности, отражающий не только его актуальные, но и скрытые, не реализованные способности. В процессе проводимого психологом тренинга обследуемый может лучше понять свои сильные и слабые стороны поведения в общении с другими и скорректировать их.
Помимо личностных особенностей управленцев нами накоплен большой опыт изучения профессионально важных свойств представителей самых разных профессий. Этот опыт успешно используется в Департаменте занятости населения РФ и в других многочисленных Центрах занятости, а также в кадровом отборе множества организаций (банки, милиция, служба охраны, инкассация и т.д). Подробнее эти данные изложены в моей монографии [1] и практическом руководстве [2].