При решении вопроса о количественном составе СД необходимо исходить из следующих соображений: число директоров должно быть таким, чтобы СД мог наладить конструктивную дискуссию, обеспечить принятие быстрых и взвешенных решений, а также организовать эффективную деятельность комитетов СД17. Приведем данные о численном составе СД в некоторых российских компаниях (данные на февраль 2004 г.): ОАО <Аэрофлот> и РАО <Газпром> - 11 членов, ОАО <НК "ЮКОС"> - 10, ОАО <ГМК "Норильский никель"> - 9, ОАО <Объединенные машиностроительные заводы> - 7.
В соответствии с Законом об АО количество директоров можно закрепить в уставе общества. Однако следует иметь в виду, что если акционеры захотят впоследствии изменить численный состав СД, то для этого надо будет набрать на общем собрании 75% голосов акционеров - участников собрания, а также провести регистрацию внесенных в устав изменений в соответствующем государственном органе.
Число членов СД разрешено устанавливать и решением общего собрания, принимаемым простым большинством голосов акционеров, участвовавших в собрании. Хотя такой порядок на первый взгляд кажется более простым и удобным, все же и в этом случае изменение количественного состава СД связано с некоторыми проблемами. Дело в том, что акционеры, выдвигая кандидатов в СД, исходят из численности директоров, утвержденной на предыдущем общем собрании. Если же эта цифра будет пересмотрена на очередном общем собрании, то часть владельцев акций не сможет своевременно предложить необходимое количество кандидатур или согласовать с другими собственниками компании вопрос о том, сколько кандидатов выдвинут различные группы акционеров. Тогда возникнет необходимость либо провести внеочередное общее собрание, либо сделать оговорку в формулировке решения об изменении числа членов СД, гласящую, что оно начинает действовать со следующего годового собрания.
Нам представляется, что закрепление количества директоров в уставе позволяет лучше защитить права акционеров.
Применительно к структуре СД Закон об АО устанавливает два требования:
члены коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) не могут составлять более одной четвертой состава СД18;
лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор), не может быть одновременно председателем СД общества19.
К сожалению, норма о максимальной доле членов правления (исполнительных директоров20) в составе СД сама по себе не в состоянии обеспечить выполнение основной задачи СД, заключающейся в осуществлении эффективного контроля за деятельностью менеджмента. Во-первых, указанное ограничение не распространяется на менеджеров, не входящих в состав правления. Во-вторых, если в компании существует только единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), а коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) нет (такой вариант предусмотрен в п. 1 ст. 69 Закона об АО), то упомянутая выше норма о максимальной доле исполнительных директоров в СД действовать не будет.
Поэтому было бы весьма разумно внести в устав АО положения об ограничении доли в СД не только членов правления, но и других менеджеров компании. Следует отметить также, что Кодекс не рекомендует избирать в совет директоров лицо, являющееся участником, генеральным директором (управляющим), членом органа управления или работником юридического лица, конкурирующего с обществом21.
Требования Закона об АО о разделении функций двух руководящих лиц акционерного общества и об ограничении доли членов правления в составе СД, безусловно, способствуют повышению степени независимости СД от исполнительных органов. Однако неисполнительные директора, имеющие родственные или иные личные связи с менеджерами компании, ее конкурентами или крупными контрагентами, как правило, оказываются несвободными в принятии решений.
Подобный недостаток может обнаружиться и у тех директоров, которые представляют интересы отдельных групп акционеров. Например, одна группа старается обеспечить максимально устойчивый рост курса акций компании и предотвратить корпоративные скандалы, способные негативно повлиять на величину капитализации. Другая же, наоборот, добивается возникновения всяческих пертурбаций, поскольку делает свой бизнес на резких колебаниях котировок. Акционеры - поставщики сырья стремятся продать его подороже, тогда как акционеры - потребители готовой продукции желают приобрести ее подешевле. Если пакетом акций владеет государство, то у него тоже есть свой интерес.
Поэтому в составе СД должны быть такие лица, которые не подвергаются воздействию со стороны каких-либо участников корпоративных отношений, иными словами, компании нуждаются в независимых директорах. В п. 3 ст. 83 Закона об АО, описывающей порядок одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, сформулированы критерии независимости директора относительно заключаемых корпорацией сделок. Независимым директором признается член СД общества, не являющийся и не являвшийся в течение одного года, предшествовавшего принятию решения о сделке:
лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе его управляющим, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, занимающим должности в органах управления управляющей организации;
лицом, супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные которого не являются лицами, занимающими должности в указанных органах управления общества, управляющей организации общества либо являющимися управляющим общества;
аффилированным лицом общества22.
Как мы видим, определение независимого директора сконструировано в Законе об АО только для сделок с заинтересованностью. А это означает, что перечисленные критерии независимости могут быть использованы, по крайней мере по формальным признакам, лишь в некоторых случаях. Так, Закон об АО предусматривает следующие требования к осуществлению двух важных процедур в обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000:
решение об одобрении сделки с заинтересованностью принимается большинством голосов независимых директоров (п. 3 ст. 83);
в ряде случаев денежная оценка имущества, фигурирующего в сделке, определяется независимыми директорами, не заинтересованными в совершении сделки (п. 1 ст. 77).
Следовательно, наличие независимых директоров в составе СД не является обязательным для всех АО. Однако необходимость заключения указанных сделок может возникнуть в любой момент. Поэтому при оценке выдвинутых в члены СД кандидатур нужно учитывать их зависимость или независимость, хотя формально Закон об АО этого не требует. Акционеры, по крайней мере, должны быть предупреждены, что среди предложенных кандидатов нет таких, которые отвечают критериям независимости, и проинформированы о том, какие последствия для общества могут возникнуть в этом случае. Не исключено, что будут поданы судебные иски о признании тех или иных сделок недействительными, если порядок их одобрения окажется нарушенным.