До последнего времени тарифы на розничном рынке формировались в соответствии с Положением о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденным в 1992 г. Этим положением признается наличие нерегулируемых потребителей (тариф им устанавливается вне связи с реальной стоимостью выработки и доставки энергии) и льготных категорий потребителей. По этой причине другие группы и категории потребителей, отнесенные к «регулируемым», принимают на себя потери от пониженных тарифов «нерегулируемым» и льготным потребителям. В результате тарифы, устанавливаемые РЭК на потребительском рынке, существенно отличаются для разных групп потребителей. Отсюда следует, что установленные на потребительском рынке тарифы не соответствуют реальной стоимости производства и передачи электроэнергии потребителю: тарифы для крупных промышленных потребителей значительно превышают таковые для сельскохозяйственных потребителей, населения и покупателей-перепродавцов, хотя стоимость передачи электроэнергии для этих групп потребителей значительно выше, так как их электроснабжение осуществляется на низших классах напряжения. Таким несоответствием объясняется массовое желание крупных потребителей выйти на оптовый рынок, где тарифы, устанавливаемые РЭК, значительно ниже действующих на потребительском рынке (см. табл. 1).
Таблица 1
Тарифы на электрическую мощность на оптовом рынке (ФОРЭМ) и
на потребительском рынке в 1997 г.
Объединенная энергосистема |
Тариф на ФОРЭМ, руб./(кВт*ч) |
Тариф на розничном рынке, руб./(кВт*ч) |
Северо-запада |
136-143 |
259 |
Центра |
122-143 |
290 |
Волги |
132-143 |
305 |
Северного Кавказа |
143 |
430 |
Урала |
138-143 |
228 |
Сибири |
43-105 |
129 |
Востока |
72-257 |
368 |
Очевидно, что решить проблему снижения тарифов таким простым путем, как вывод всех желающих на оптовый рынок и отпуск им электрической энергии по тарифу ФОРЭМ, невозможно, поскольку система так называемого перекрестного финансирования (снижение тарифа одним потребителям за счет повышения другим) в этом случае вызовет еще большее увеличение тарифа оставшимся регулируемым потребителям розничного рынка. Следовательно, принимать решение об участии отдельных энергоемких потребителей в оптовом рынке нельзя в отрыве от упорядочения системы установления тарифов на розничном рынке. Правительственные распоряжения об установлении тарифов на электрическую энергию в соответствии с реальной стоимостью ее производства и передачи носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего РЭКи не стремятся принимать непопулярные решения о повышении тарифов для населения и сельскохозяйственных потребителей. С той же позиции будут отвергаться просьбы потребителей о выходе на оптовый рынок, поскольку это приведет к повышению тарифов для потребителей, остающихся на розничном рынке. Сокращение ущерба от повышения тарифов может быть достигнуто адресной помощью малоимущим группам населения и бюджетным финансированием сельскохозяйственных, коммунально-бытовых и социальных учреждений и организаций. Снижение тарифа за этот счет для крупных потребителей в большинстве случаев снимет проблему повышенной себестоимости их продукции из-за высокой стоимости энергоресурсов и сократит число претендентов на выход на оптовый рынок.
Развитию конкурентного рынка электрической энергии должна способствовать также организация действенного соревнования между оптовым (ФОРЭМ) и розничным (АО-энерго) продавцами за крупного потребителя. Существует категория оптовых покупателей-перепродавцов, пользующаяся льготным тарифом, установленным исходя из того, что значительную часть их абонентов составляет население. Данное обстоятельство определяет и основную долю оплаты, получаемую покупателем-перепродавцом от своих абонентов, в виде денежных средств. Однако эти денежные средства для оплаты отпущенной АО-энерго электроэнергии, как правило, не используются, что ставит энергоснабжающие организации в неравноправные условия. Вывод на ФОРЭМ наряду с энергоемкими потребителями оптовых покупателей-перепродавцов будет способствовать приведению тарифов для абонентов последних в соответствие с реальной стоимостью производства и передачи электрической энергии и увеличит поступление денежных средств производителям. Оценочные расчеты показывают, что только перевод категории оптовых покупателей-перепродавцов на ФОРЭМ в масштабе ЕЭС России позволит снизить тарифы для промышленных потребителей на 8 – 10%.
Выводы:
1. Существующая практика установления тарифов на розничном рынке не соответствует реальным затратам на производство, передачу и распределение электрической энергии для конкретных потребителей.
2. Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет стимулировать рост электропотребления и повысит конкурентоспособность товаропроизводителей.
3. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду, приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для отдельных групп потребителей.
В период планового хозяйства низкая стоимость топливно-сырьевых ресурсов была обусловлена как общей концепцией ценообразования, так и трудностями регулирования инфляционного движения цен на продукцию многономенклатурных отраслей. После 1992 года особенно важным представлялось вывести на мировой уровень цены основных экспортных ресурсов, таких как нефть, газ и нефтепродукты, чтобы «открыть» отечественную экономику, привлечь инвестиции в развитие ТЭКа и получить дополнительный стабилизатор для внутренних цен (ожидалось, что мировые цены будут служить верхним пределом для роста внутренних).
Понятие выхода на мировые цены можно определить двояко. Во-первых, имеется в виду достижение равенства внутренней цены, пересчитанной в доллары по официальному обменному курсу, и мировой. С практической точки зрения это значит достичь равной выгодной реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках с учетом дополнительных затрат на транспортировку, но без таможенных пошлин. Во-вторых, данное понятие связано с удорожанием энергоресурсов по сравнению с другой продукцией. Точнее речь идет об опережающем росте индексов цен на энергоносители. В качестве ориентира нормального уровня относительных цен более корректно использовать не мировые, т.е. цены экспортно-импортных операций, а относительные внутренние в развитых странах, поскольку они, как правило, резко отличаются от мировых (вследствие государственного регулирования, налогообложения и других факторов).