Под фирмой понимается любая организационно- хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица. Для обозначения фирмы в менеджменте часто используется термин «организация».
Понятие организации (фирмы)
С точки зрения права, организация – самостоятельный хозяйствующий (ведущий ту или иную деятельность с целью реализации ее результатов на рынке) субъект, созданный в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
С точки зрения экономики, организация представляет собой (рис. 1):
- хозяйственную единицу, где планомерно и целенаправленно комбинируются факторы производства, чтобы по средствам изготовления и реализации изделий (работ, услуг) обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.
1.1 Роль фирмы в современном обществе.
До середины XX в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:
- «Что для фирмы хорошо, то и для общества»,
- «Дело бизнеса – бизнес»,
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Таблица.1. Модель организации.
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР
возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает
серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд
ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате,
охране труда, антитрестовские и т. д.
В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификация товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнение среды и т. д.
-
-
Рис.2. Роль фирмы в обществе (фирма- «генератор богатства»).
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельность фирм. Например, в США, фирмы контролируются по следующим направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнения среды;
- процессы производства товара (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма- «генератор богатства» общества (рис. 2):
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал,
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
- обеспечивает собственный рост.
В то же время видны многочисленные связи, и очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.
Фирма является ячейкой общества и выполняет свою определенную функцию. Общество гарантирует фирме ее юридические права, а фирма соответственно платит за это.
Так как любая фирма при своей работе руководствуется правилами личной выгоды (т.е. работа фирмы направлена в основном на получение прибыли), то соответственно задачей фирмы становится правильно организовать процесс производства продукта или услуг, и выгодного сбыта этой продукции. Рассмотрим отдельно, каким образом общество участвует в процессе производства фирмы, и каким образом общество участвует в процессе потребления продукта фирмы. Так же рассмотрим действия менеджера фирмы для увеличения прибылей фирмы.