В настоящее время нет четких определений предмета управленческого учёта. Авторы пока ограничиваются изложением понимания сущности бухгалтерского учёта вообще и управленческого в частности. Между тем изменяются системы и методы управления деятельностью предприятия, соответственно меняются процедуры и содержание управленческого учёта. Особенно это касается моделирования учёта затрат и доходов на предприятиях с разной организационной структурой, влияния изменяющихся внешних факторов (инфляция, структурная перестройка промышленности и др.). Отсюда происходят изменения в перечне объектов и субъектов управления.
Теория науки об управлении формирует концепцию и о предмете управленческого учёта. Предметом управленческого учёта в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Раскрывают содержание предмета его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:
- производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
- хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.
В состав производственных ресурсов входят:
· основные фонды — это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;
· нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т. д.),
· материальные ресурсы - предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.
Эти ресурсы в управленческом учёте представлены производственными запасами на складах предприятия, и кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения но стадии производственного цикла до склада готовой продукции. Они включают сырье как продукт добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства; материалы, подвергшиеся предварительной обработке как на самом предприятии, так и на других (полуфабрикаты — заготовки, поковки, отливки, детали, узлы и т. п.);
трудовые ресурсы — масса живого труда, которой располагает предприятие в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.
Ко второй группе объектов управленческого учёта относятся следующие виды деятельности;
· снабженческо-заготовительная деятельность — приобретение хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;
· производственная деятельность — процессы, обусловленные технологией производства продукции, включающие основные и вспомогательные операции; операции по совершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов;
· финансово-сбытовая деятельность - маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку» транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная с рекламы продукта и кончая установлением прямых связей с потребителями, контролем качества выпускаемой продукции;
· организационная деятельность — создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью отвечающей требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия. Может быть выбрана другая группировка объектов управленческого учёта, но в любом случае она должна отвечал основным целям управления.
В система управленческого учёта его объекты имеют определен нос специфическое отражение. Прежде всего производственны ресурсы отражаются по состоянию, в движении, целесообразности использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учёта в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учёта. Он состоит, из следующих элементов: документация; инвентаризация; оценка, группировка и обобщение; контрольные счета; планирование, нормирование и лимитирование; анализ; контроль.
Документация — первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учёту достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия.
Первичный учёт в общей системе учёта является основным источником информации для финансового и управленческого учёта.
Применительно к специфике предприятия комплексный подход к организации первичного учёта обеспечивает:
- дальнейшее совершенствование оперативно-календарного планирования, оперативного контроля и диспетчирования хода производства;
- комплексную разработку каждой учётной задачи производства и полную увязку всех задач оперативного учёта между собой и с задачами оперативно-календарного планирования, учёта выработки и начисления заработной платы, контроля за правильным использованием материальных ценностей в производстве,, учёта незавершенного производства;
- разработку и внедрение единого для финансового и управленческого учёта документооборота, упорядочение и унификацию первичной документации;
- строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов, за соответствием размеров оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции;
- сохранность заготовок, деталей, узлов и полуфабрикатов в процессе их движения по стадиям обработки, потребления и хранения ;
- улучшение организации складского учёта деталей узлов и сборочных единиц за счет оборудования специальных мест хранения, обеспечения современными весоизмерительными и аналитическими устройствами;
- закрепление за должностными лицами отдельных коллективов (бригад, участков и т. п.) функций по оформлению учётной документации или сбору информации с машинных устройств, повышение персональной ответственности за правильность оформления и полноту сбора информации;
- достоверность и своевременность информации о производстве путем использования балансов учёта движения деталей, полуфабрикатов в управленческом и финансовом учёте в виде сводных документов;
- переход к механизированному сбору, передаче и обработке информации о движении деталей, узлов и полуфабрикатов и получению на основе первичного учёта результирующей информации с помощью персональных ЭВМ на разных уровнях управления;
- своевременную и полную в течение определенного отчетного периода проверку данных оперативного учёта в сопоставлении с фактическим состоянием, размерами и комплектностью незавершенного производства с- помощью инвентаризации, что одновременно позволяет улучшить информационную базу планирования производства и нормирование запасов по местам возникновения и заделов.