Стороннее наблюдение в естественных условиях.
Разработка методов и методик.
Сбор информации в соответствии с разработанной методикой.
Обработка и интерпретация полученных данных.
Разработка рекомендаций.
Цель исследования – изучить уровень конфликтности в коллективе, причины конфликтов и способы их регулирования. Выявить резервы необходимые для управления конфликтами в организации.
Объект исследования – коллектив СООО «АвтоТракМоторс», состоящий из 61 человека, из них 41 мужчина и 20 женщин. В исследовании приняло участие 27 человек.
Возрастной состав членов коллектива от 19 до 57.
Образование: среднее специальное и высшее.
Предмет исследования – конфликты и отношения в коллективе.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Проанализировать уровень конфликтности в структурных подразделениях организации и в целом по областным филиалам. Выявить причины и сущность конфликтов.
Изучить резервы для профилактики и регулирования конфликтов.
Разработать предложения по совершенствованию системы управления конфликтами.
Для достижения поставленных задач разработана методика на основе индекса групповой сплоченности Сишора и «Экспресс - методики» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика была доработана и адаптирована к условиям организации. Приложение № 1.
Анкета состоит из 19 пунктов, условно разделенных на 3 блока. Первый блок - 5 вопросов с несколькими вариантами ответов (адаптированная методика «Сишора»). Второй блок – 10 вопросов, направлены на выявление уровня конфликтности в организации и определения резервов для управления конфликтами. Последний блок – «Паспортичка», состоящая из 3-х открытых вопросов и одного закрытого. Приложение № 1.
Методика определения индекса групповой сплоченности «Сишора»
Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах. Максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 6.
Все ответы первых двух блоков кодируются в баллах. Максимальный балл присваивается ответам с позитивной нагрузкой (кроме вопросов направленных на выявление уровня конфликтности, т.к. там, наоборот), а минимальный балл присваивается ответам с негативной нагрузкой, пропущенные значения и ответы «Не знаю» получают среднее значение.
Например, на вопрос «Как бы Вы оценили свою принадлежность к отделу?» ответу «Всегда чувствую себя членом, частью отдела» присвоено значение – 5 баллов, а ответу «Живу и существую отдельно от отдела» значение – 1 балл, ответ «Не знаю» имеет средний балл.
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе
Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.
Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели:
подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом; выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.
Для достижения поставленных задач была разработана «Анкета о коллективе» и проведен опрос в первичном коллективе, численностью 61 человека. В опросе приняло участие 27 человек – это около 45 % от численности всего коллектива, что позволяет считать опрос достоверным. Из 27-и опрошенных 21 (18,5 %) мужчин, 6 (77,8 %) женщина и один человек, не указавший свой пол. Средний возраст опрошенных 32 лет, возраст самого старшего сотрудника из принявших участие в опросе 57 лет, самый молодой сотрудник 22 года, трое сотрудников не указали свой возраст.
Образование у большинства сотрудников высшее 24 (88,9 %), у одного сотрудника (3,7 %) среднее специальное, научную степень имеет также один сотрудник (3,7 %) и один сотрудник не указал свое образование.
Первый блок анкеты состоит из 5 вопросов, направленных на определение групповой сплоченности коллектива в целом и групповой сплоченности отдельно по отделам.
Уровень групповой сплоченности по отделам
Свою принадлежность к отделам респонденты определили следующим образом: 15 (55 %) опрошенных всегда чувствуют себя членом, частью отдела; 6 (22,2 %) опрошенных в большинстве случаев чувствуют себя частью отдела; 1 (3,75 %) иногда чувствуют себя членом отдела, иногда нет; 1 (3,75 %) редко чувствуют себя членом отдела; еще 1 (3,75 %) живет и существует отдельно от отдела; 3 (11,1 %) опрошенных ответили «Не знаю». Средний бал по данному вопросу равен 4, максимум по методике 5, а минимум 1.
11 (40,7 %) очень сильно хотят остаться в своем отделе, 7 (25,9 %) скорее всего, останутся, чем перейдут, 6 (22,2 %) не видят различия между своим отделом и другими отделами, 3 (11,1 %) не знают «переходить или нет». Средний бал по данному вопросу равен 3,85, максимум по методике 5, а минимум 1.
Взаимоотношения между членами отдела респонденты определили следующим образом: 14 (51,9 %) опрошенных считают, что взаимоотношения у них в отделе лучше, чем в других отделах; 9 (33,3 %) считают, что взаимоотношения такие же, как и в других отделах, 2 (7,4 %) утверждают, что взаимоотношения у них в отделе хуже, чем в других отделах; 2 (7,4 %) не знают. Средний бал по данному вопросу равен 2,37, максимум по методике 3, а минимум 1.
Взаимоотношения с руководством отдела лучше, чем в других отделах определяют 11 (40,7 %) опрошенных, а такими же, как и в других отделах определяют 12 (44,4 %) респондентов, не знают 4 (14,8 %) респондентов. Средний бал по данному вопросу равен 2,26, максимум по методике 3, а минимум 1.
11 (40,7 %) считают, что отношение к работе у них в отделе лучше, чем в других отделах, 14 (51,9 %) утверждают, что у них в отделе отношение к работе такое же, как и в других отделах, 2 (7,4 %) считают, что отношение к работе у них в отделе хуже, чем в других отделах. Средний бал по данному вопросу равен 2,33, максимум по методике 3, а минимум 1.