становятся весьма существенным элементом плана развития предприятия. Обычно речь идет об отчете о прибылях и убытках, о балансовом отчете, и об отчете о движении денежных средств. Они составляются с разбивкой по срокам, по этапам работы.
Отчет о прибылях и убытках показывает, как будете работать в течение месяца, квартала, года. Балансовый отчет -- отражает финансовое положение предприятия на определенную дату, отражает активы и пассивы (обязательства и капитал). Активы всегда равны пассивам. Прогноз по балансовому отчету позволит оценить сколько денег и из каких источников будет потрачено на активы, оценить потребность в заемных средствах, оценить финансы предприятия до начала развития, и в конце этапа развития.
Отчет о движении денежных средств позволяет определить текущее финансовое положение, способность предприятия выполнить свои обязательства перед кредиторами, проследить денежные потоки, входящие и исходящие, наличие реальных денег на счетах (они не обязательно равны прибыли или убыткам). Можно также составить расчеты по прогнозу выручки, расчет себестоимости, бюджет и т.п.
Итак, вы составляете финансовый план (прогноз). Надо разобраться с отчетом о прибылях и убытках за прошедший год, посмотреть баланс предприятия, посмотреть журнал финансовых потоков. С делав это по каждому виду деятельности, по каждому товару можете сопоставить количество и доход в этом году, и наметить объем выпуска и доход в следующем году. Определить процент повышения и понижения.
Бюджет предприятия -- это детализация его финансового плана, жесткая привязка к реалиям ежедневной работы. Исполнить финансовый план не удастся не исполняя бюджет. Бюджет опять же строится на анализе вышеназванных документов и анализе исполнения бюджета за прошлый год. Основа бюджета в конечном итоге -- расчет себестоимости каждого продукта, который производит предприятие, расчет себестоимости единицы продукции и расчет по стратегической единице. Как мы можем вспомнить, единицей продукции для изданий будет номер газеты или журнала, для эфирных СМИ -- выпуск одной конкретной передачи. Стратегической единицей -- рабочий день редакции. На единицу продукции ложатся все расходы, на них считается норма прибыли и т.п.
В общем-то первичные разделы бюджета содержатся в разделах План производства, Маркетинговый план. НО конечный бюджет всегда будет иметь пусть и небольшие, но различия от производственных бюджетов.
При составлении бюджета всегда учитывается ряд позиций:
* персонал -- количество сотрудников, предполагаемый фонд оплаты труда
* стоимость продаж (прогнозируемая доля стоимости продаж в общем объеме продаж (по каждому товару и товарной группе),
* ключевые затраты (основные капитальные затраты, основные затраты на маркетинг, затраты на исследования и развитие, другие)
* стоимость источников финансирования (плата за кредит и др.)
* основные налоги *амортизация *дивиденды, которые вы будете выплачивать (если речь идет об АО)
*другие расходы.
Финансовый план может быть дополнен многими таблицами, расчетами (расчет точки безубыточности, коэффициенты ликвидности, таблицами оборачиваемости средств. НО не надо усложнять, а следует идти по цепочке от простого к сложному. Наиболее понятная форма -- план-прогноз на основе жесткого бюджета, который привязан к себестоимости продукта, единицы продукции и стоимости рабочего дня редакции.
Планирование финансовой модели исходит из реальных характеристик издания : объем номера (формат и число полос), тиража, цены одного экземпляра (или бесплатности), определяется стоимость бумаги для выпуска исходный параметр -- на две страницы А3 тиражом 1 тыс. экземпляров надо 3 кг бумаги. Исходя из доли рекламной площади в общем объеме газетного номера (в РБ она регулируется законом о рекламе для разных типов газет) и зная усредненную рекламную ставку, можно оценить примерные ожидаемые доходы от рекламы. Первоначальные и основные источники дохода -- продажа тиража, размещение обращений рекламодателей. Потом -- иные коммерческие источники -- издательская деятельность дивиденды и доходы по вложениям в ЦБ и банковские депозиты, диверсифицированная издательская и коммерческая работа (от выпуска целевых платных приложений до оформления под заказ рекламных оригинал-макетов).
Сначала всегда считают издательские расходы: стоимость бумаги, типографских услуг, распространения, объем гонорара. В учебнике Ворошилова рассмотрены три варианта расчета финансовой базы для разных изданий. попробуйте их проанализировать сами. Подробную раскладку финансовой модели и финансового плана дают Майлз и Баумайстэр в пособии "Як скласцi бiзнес-план газеты у Беларусi". С ростом тиража растут расходы на бумагу печать, распространение, а доля рекламы в общих доходах снизится. Но тогда можно поднять рекламные расценки. специалисты по рекламе исходя из тиража газеты и расценок оценивают сравнительную эффективность и реальную удельную стоимость рекламного обращения.
Для теле- и радиопередач уровень рентабельности напрямую связан с долей и стоимостью рекламных вставок. По российским законам их удельный вес не должен превышать 25 процентов времени передачи. В Беларуси требования более жесткие, реклама более дешева и ниже качеством, а рекламодатели беднее. Поэтому вопрос рентабельности эфирных СМИ стоит очень остро. И просчитывается связка -- реклама -- себестоимость передачи.
Необходимо также внедрить внутри предприятия бюджетное управление (бюджетирование) Это означает жестко установленный план расходов по подразделениям, по тем же центрам финансовой ответственности, а также по общим расходам. Как ни странно, людей нужно приучать к тому, что нельзя тратить больше, чем зарабатываешь, нельзя проедать деньги, необходимые на техническое перевооружение и развитие и так далее. Можно поднять зарплату вдвое, но тогда придется расстаться с мечтой о новых компьютерах и диктофонах.
Система бюджетирования, закрепленная положением, становится внутренним законом, нарушать который нельзя. формализованные бюджетные отношения внутри фирмы могут вызвать неудовольствие, но потребуют четких ясных объяснений и убеждения коллектива. С одной стороны, это чревато коллективным эгоизмом. С другой управленческая функция упрощается: нельзя, потому что не запланировано в бюджете.
на производство телепрограммы учитывает авторский гонорар, зарплату, стоимость носителя информации (пленка), услуги технических служб (монтаж, звук, спецосвещение, транспорт), аренду. В расшифровке показывается что входит в зарплату -- нештатный фонд и постановочное вознаграждение сотрудникам программы от режиссера, ведущего и директора до ассистентов и операторов. Смета или калькуляция становится важнейшей частью бизнес-плана. Ворошилов считает что бизнес-план устарел. Практически работающие бизнесмены, а также мировые финансовые организации от Всемирного банка до Центра международного частного предпринимательства в США -- так почему-то не считают. У меня есть основания доверять специалистам.