Возникновение каждого предприятия требует определенных капиталовложений для начала экономической деятельности. Величина этих ресурсов отражается в уставе и называется уставным капиталом.: это сумма вкладов учредителей предприятия.
Основной источник собственных средств, конечно же прибыль. Издержки, затраты на производство рассчитываются на тот объем продукции, который запланирован как реализованная, проданная продукция. Чтобы определить финансовый результат надо сопоставить выручку от реализации с затратами. А затраты принимают вид себестоимости. Выручка превышает себестоимость -- есть прибыль. Равна себестоимости -- вы только лишь возместили затраты. Затраты превысили выручку -- получаете убытки отрицательный результат, путь к сложному финансовому положению, а возможно, к банкротству. Ситуация с государственным регулированием экономики в Беларуси привела к тому, что правительство постоянно из социальных соображений поддерживает на плаву немалое количество предприятий-банкротов, причем в таких отраслях, которые не должны висеть на шее государства.
. Основной источник собственных средств, конечно же прибыль. Издержки, затраты на производство рассчитываются на тот объем продукции, который запланирован как реализованная, проданная продукция. Чтобы определить финансовый результат надо сопоставить выручку от реализации с затратами. А затраты принимают вид себестоимости. Выручка превышает себестоимость -- есть прибыль. Равна себестоимости -- вы только лишь возместили затраты. Затраты превысили выручку -- получаете убытки отрицательный результат, путь к сложному финансовому положению, а возможно, к банкротству. Ситуация с государственным регулированием экономики в Беларуси привела к тому, что правительство постоянно из социальных соображений поддерживает на плаву немалое количество предприятий-банкротов, причем в таких отраслях, которые не должны висеть на шее государства.
Прибыль характеризует экономический эффект работы. Но она не становится одним определяющим показателем. К тому же, есть еще налоги . Пришло время поговорить о налоговых аспектах и давайте посмотрим, что же происходит с нашей выручкой, какие рожки и ножки остаются у редакции после продажи товара. Итак, вы получили выручку. С нее вы платите НДС, акцизы в бюджет. Кроме того, платятся ряд платежей с оборота -- платежи в дорожный фонд, в ряд внебюджетных фондов (инвестиционный фонд строительства жилья, фонд поддержки сельхоз производителей). Уровень обложения оборота достигает в РБ 4 хотя правительство старается его снизить, но . Есть эта проблема и в России.
Получается чистая выручка, из которой вы вычитаете затраты на производство и получаете балансовую прибыль. К ней добавляются разные внереализационные доходы (например, и получается валовая прибыль, к которой также добавляются поступления от продажи имущества. Затем эта прибыль делится на подлежащую и не подлежащую налогообложению. Из налогооблагаемой прибыли платится налог на прибыль иные налоги из прибыли в бюджет, с учетом налоговых льгот. Оставшееся образует чистую прибыль -- то, что все-таки остается наконец в распоряжении предприятия. И уже вот эта чистая прибыль становится источником для формирования фондов накопления и потребления, резервного фонда, и нераспределенной прибыли, которую то же держат на черный день и непредвиденные нужды.
Прибыль важна не только для предприятия, она важна для государства, поскольку государство берет с нее налоги в бюджеты разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налоговых платежей и с другими доходами бюджета идет на финансирование разных совместных, общественных потребностей: государственные расходы, государственные социальные, инвестиционные, производственные, научные, оборонные и прочие программы.
Налоги представляют собой форму государственного вмешательства в экономику. Вообще, прямое вмешательство -- субсидии, акцизы, НДС, освобождение от налогов, субсидии на экспорт. Косвенное вмешательство -- квоты в торговле, таможенные пошлины, ставка рефинансирования, некоторые другие налоги, эмиссия денег.
Если говорить о белорусской налоговой системе, то она почитается довольно непростой, поскольку насчитывает в 1999 году 21 вид налогов и платежей, не считая местных сборов, а на 2000-2001 годы поменьше но все равно 17 видов платежей и сборов. Особенность нашей налоговой системы -- крайняя фискальная направленность, сложность и противоречивость налогового учета (штаты бухгалтеров растут постоянно, чтобы соблюдать все новые инструкции). Злые языки утверждают, что такая система налогообложения была избрана в начале 90-ых годов по модели Австрии, где она применялась для сдерживания чрезмерного перегрева экономики и для снижения избыточных объемов производства. Так или иначе, даже Президент страны Александр Лукашенко не раз подчеркивал, что налоговая система тормозит развитие производства и не стимулирует предприятия, что она нуждается в упрощении и снижении числа налоговых платежей. В основном доходы бюджета формируются из таких налогов как налог на добавленную стоимость (по сути он превращается в налог с любой выручки от любой реализации), налоги на доходы и на прибыль (он сейчас унифицируется с российским уровнем и поднимается с 25 до 30 процентов), подоходный налог, который у нас рассчитывается по прогрессивной шкале от минимальной ставки в 9 процентов (доходы до 240 МЗП в год до максимального изъятия свыше 20-25 процентов дохода, который превысил сумму 1080 МЗП. МЗП как вы знаете сейчас равна 3,6 тыс. рублей.
Кроме того, с фонда заработной платы предприятий взимается чрезвычайный чернобыльский налог. Производители сельхозпродукции платят единый сельхозналог. НДС взимается с импортных товаров, с товаров своего производства. По ряду товаров взимаются акцизы -- платежи с выпуска и оборота алкоголя, табака, бензина и нефтепродуктов, ряда иных товаров. Отдельный налог существует на игорный бизнес. В бюджете Беларуси доходы формируются в основном за счет налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с граждан, чрезвычайного налога, и внебюджетных фондов: республиканский фонд поддержки сельхоз производителей, дорожный фонд, фонд энергосбережения, фонд охраны природы, фонд содействия занятости. Кроме того, за пределами бюджета находится такой фонд как фонд социальной защиты или пенсионный фонд. Государство в Беларуси уделяет большое внимание содержанию социальных учреждений и затраты бюджета на социальные цели высоки. Это удел всех стран с растущей долей пенсионеров и нетрудоспособных. кроме того, закон о бюджете устанавливает параметры местных налогов и сборов, которые вводят власти областей и городов. В целом налоговая нагрузка у нас оценивается как довольно высокая. Но нам далеко до Швецими Австрии и Германии, где налоги могут съедать от 35 до 60 процентов доходов. В России новая редакция газеты будет платить налоги (НДС, федеральный, на рекламу, на прибыль) только через два года после выхода первого номера. Льгота дается по ст. 19 закона РФ о СМИ.