0.0.0. Доктрина человеческих отношений
Негативные социальные последствия подобного рода рационализации несмотря на достигаемый особенно в кризисных ситуациях (в первую очередь в условиях войн) рост производительности труда за счет внедрения элементов его научной организации стали очевидны уже во второй половине 00-х годов XX в. и породили серию социальных экспериментов (хоторнские исследования Э. Мэйо).
Гуманизация трудовых отношений вовлечение работников в обсуждение вопросов касающихся их производственной деятельности использование позитивных эффектов групповой самоорганизации — таковы важнейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся находящая институциональное выражение в деятельности профессиональных союзов.
Контрактация индивидуальной ответственности
Коллективистская по своей природе идеология профессионализма свойственная массовым профессиям к середине 00-х годов стала тормозом на пути научно-технического прогресса поскольку широкое внедрение технических нововведений вытесняло массовый малоквалифицированный труд. Стимулирование индивидуального профессионального развития за счет включения механизмов личной заинтересованности и персональной ответственности — такова специфика нового подхода в кадровом менеджменте получившего распространение в развитых странах в 00-е — 00-е годы. Его применение в конечном счете было нацелено на то чтобы повысить предпринимательскую активность всех работников и сделать предприятие более конкурентоспособным.
Однако ориентация на потребительскую мотивацию работника гипертрофия эгоистической морали вели к эрозии морально-психологического климата организации снижая в целом эффективность ее деятельности. Поэтому в качестве противоядия естественным выглядел возврат (в той или иной форме) к коллективистским ценностям обеспечивающим здоровую атмосферу в организациях где работники объединяемые во временные и постоянные рабочие группы занимаются сложно-организованной совместной деятельностью.
Командный менеджмент
В условиях глубокого структурного кризиса 00-х годов созидание оптимальной с точки зрения решения как правило неординарных проблем формы организации для таких рабочих групп стало самоценной задачей. Социальное и культурное творчество самих работников их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью взаимный контроль взаимопомощь и взаимозаменяемость проясненность общих ценностей и целей определяющих поведение каждого члена команды коллективная ответственность за результаты и высокую эффективность работы всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов — таковы слагаемые нового подхода в кадровом менеджменте 00-х — 00-х годов получившего название — командный менеджмент (team management).
Таким образом можно говорить о четырех основных парадигмах в кадровом менеджменте в XX в.:
• доктрина научной организации труда;
• доктрина человеческих отношений;
• доктрина контрактации индивидуальной ответственности;
• доктрина командного менеджмента.
Причем командный менеджмент представляет собой органичный синтез последовательных трансформаций исторически предшествующих партиципативной организационной культуре. И с этой точки зрения отсутствие в той или иной национальной или корпоративной организационной культуре исторически предшествующих и модернизированных элементов всех трех организационных культур — бюрократической органической и предпринимательской — делает весьма проблематичной полноценную реализацию доктрины командного менеджмента в силу недостаточно эффективной организации деятельности неадекватного морально-психологического настроя или (и) низкого уровня профессионализма. Эта детерминированность степенью зрелости национальной и корпоративной организационной культуры применения передовых способов кадрового менеджмента в управлении персоналом объясняет в частности невозможность искусственного перенесения даже самого эффективного инструментария кадровой работы в практику отечественных кадровых служб.
Основные принципы совместно-творческой деятельности
Тем не менее и отечественная практика сумела накопить определенный опыт выращиванияформ совместно-творческой деятельности что позволило сформулировать основные принципы ее организации:
• принцип индивидуального творчества — постоянное развитие способностей каждого индивидуума (через обучение действием включенностью в системы непрерывного образования и самообразования);
• принцип социального творчества — разработка и институционализация необходимых для решения стоящих задач социальных структур;
• принцип культурного творчества — ориентация в совместной деятельности на высшие культурные достижения на инновационные процессы и изобретательство;
• принцип морального творчества — готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность рассмотрения вопроса исторического развития и становления менеджмента как профессионализации связана с профессиональной революцией развернувшейся в конце XX в. и обретающей глобальный масштаб. Это третья по счету профессиональная микрореволюция Нового времени. Первая микрореволюция (XVI—XVII вв.) привела к секуляризации знания и возникновению свободных профессий и образованию профессиональных сообществ ориентированных на рост многообразных рынков.
Вторая профессиональная микрореволюция разворачивалась в конце ХVIII в. — начале XX в. и сопровождалась технологическими переворотами (промышленная революция) основанными на стандартизации профессиональной деятельности и мышления. Ее результат — появление и воспроизводство массовых профессий сорганизованных в вертикальные и горизонтальные профессиональные союзы.
Третья профессиональная микрореволюция в наши дни проявилась в возникновении нового типа профессионалов — транспрофессионалов ориентированных на «кастомизацию» сложноорганизованной деятельности которая путем трансдисциплинарного синтеза знаний обеспечивает комплексное решение как правило уникальных проблем. Формой социальной организации транспрофессионалов являются профессиональные сети позволяющие в случае необходимости формировать специальные и многофункциональные междисциплинарные команды. Основная проблема с которой сталкиваются работники кадровых служб в начальный период третьей профессиональной микрореволюции — проблема профессиональной ресоциализации.
В связи с этим генезис профессиональной миссии менеджмента и менеджера по персоналу в современных условиях может быть сформулирована следующим образом: находить и выращивать транспрофессионалов формировать из них разно-профильные команды и обеспечивать успешное решение ими комплексных проблем. Чтобы реализовать эту миссию менеджер по персоналу должен освоить техники созидания и воспроизведения форм совместно-творческой деятельности.