ВВЕДЕНИЕ
В практике российских руководителей советского периода слова – менеджмент не существовало. Это не говорит об отсутствии факта отсутствия руководителей и подчиненных. В БСЭ мне не удалось найти расшифровки понятия – управление руководитель и персонал вот статья описывающая концепцию управления:
Государственное управление промышленные министерства (главки) осуществляют производственно-техническое руководство соответствующими отраслями промышленности им подотчётны (непосредственно или через хозяйственное объединения — фирмы тресты и т. п.) производственные предприятия данной отрасли.[1]
Нет понятия менеджмент а понятие менеджер дается в следующей интерпретации:
Менеджеры (англ. единственное число manager от manage — управлять) специфический социальный слой современного капиталистического общества включающий наёмных профессиональных управляющих (директора предприятий руководители отдельных подразделений концернов трестов синдикатов и т. д.).[2]
Некоторые буржуазные учёные например Г. Минс А. Берли (США) исходя из возросшей роли профессиональных управляющих в современном капиталистическом обществе пытаются доказать что с переходом управления в руки М. собственники капитала утратили контроль над производством а сам капитализм избавился от присущих ему ранее пороков и противоречий.
Именно после такого определения понятия менеджер необходимо рассмотреть эволюцию менеджмента как науки и дать его современное определение.
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга а также работников (и руководителей) кадровых служб занимающихся учетной контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью то возникновение управленческой (штабной) функции связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода разработка различных моделей организации как системы (не только функционирующей но и развивающейся) на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими ресурсами.[3]
Для России становление этой новой профессиональной деятельности происходит в условиях коренных социально-экономических и социально-политических преобразований поэтому незрелость институциональной среды приводит к тому что освоение новых кадровых технологий тормозится традиционными формами кадровой работы унаследованной инфраструктурой. В связи с этим институционализация профессии «менеджер по персоналу» как и многих других специализаций в области менеджмента без которых не может нормально функционировать в наши дни ни бизнес ни государственные структуры идет своим извилистым путем.
Потребность в новых кадровых методах довольно хорошо осознана и функция кадрового менеджмента в свою очередь стимулирует появление в русскоязычном варианте 0) специализированных областей знания 0) системы профессиональной коммуникации (специализированные издания спорадические семинары и конференции) и 0) систем повышения квалификации (или профессиональной подготовки) то отсутствие развитых форм государственной сертификации делает ключевыми факторами институционализации профессии способы социальной самоорганизации и моральной регуляции деятельности менеджеров по персоналу. Однако вопрос о формах социальной самоорганизации профессионалов не имеет пока однозначного ответа так как в настоящее время наша цивилизация переживает профессиональную революцию.
Последние десятилетия XX столетия прошли под знаком самых различных революций — научно-технической демократической информационной сексуальной и т.п. Их кумулятивный эффект британский социальный историк Г. Перкин обнаружил в профессиональной революции которая по его оценке ведет к формированию в глобальном масштабе профессионального общества[4]. Это третья социальная революция — после неолитической и индустриальной имеющая глобальные последствия. Но у этой революции наряду с экстенсивными параметрами можно выделить и интенсивные связанные с глубокими структурными изменениями в способах профессиональной деятельности и мышления а также формах ее социальной организации. С этой гонки зрения следует выделить три профессиональные революции в истории Нового времени.
Первая профессиональная революция
Это появление свободных профессий которые существуют не в привычных сословных мирах где складывались традиционные профессии. Их питательная среда — индивидуальная (частная) собственность возможность свободно продавать свой труд свои услуги полноправное распоряжение произведенным продуктом. И способ их организации — не сословия а профессиональные сообщества. Свободные профессионалы — это люди которые сознательно выращивают свой собственный потенциал как человеческий и социальный капитал и их задача состоит в том чтобы содействовать и помогать в преумножении капиталов других.
Именно эти люди являлись ферментом начавшегося процесса модернизации. Попытка каким-либо образом сорганизовать для себя общественное устройство приводила как правило к далеко идущим политическим преобразованиям. Вся эпоха Просвещения связана с созданием идеологии организации сообществ как свободного объединения людей свободных профессий. Это первая профессиональная революция и она своим продуктом имеет Просвещение и первые буржуазные революции как социальные катаклизмы которые должны были приспособить традиционные цивилизации к процессу модернизации.
Вторая профессиональная революция
Вторая революция инициирована промышленным переворотом и зарождением жестко специализированного массового серийного производства. Появляется вторая волна профессионалов и вторая профессиональная революция — это формирование массовых профессий. Происходит возвращение к традиционным бюрократизированным пирамидальным организациям которые позволяют удерживать массовые профессии в рамках иерархических систем воспроизводства деятельности. Ключевым социокультурным процессом второй профессиональной революции оказывается процесс стандартизации
Если для профессионалов первой волны формой социальной самоорганизации стало сообщество профессионалов то для второй волны — профессиональные союзы. Есть горизонтальные и вертикальные профсоюзы. Вертикальные профсоюзы организованы по принципу производственной корпорации членами его являются люди работающие в этой корпорации (организации). Люди объединяются по принципу свободной ассоциации в горизонтальные профсоюзы поскольку занимаются функционально одной и той же профессиональной деятельностью а не потому что работают в одной и той же корпорации (организации). Это различие профессиональных союзов достаточно четко проводит границу между двумя системами модернизации: социалистической и капиталистической.