Крупная диверсификационная компания обычно использует одновременно различные стратегии в зависимости от характера продукции. Например, японская фирма "Хитати" для производства электробытовых приборов использует зарубежные филиалы: тяжелое электрооборудование экспортирует или продает лицензии на его производство; технологически сложное оборудование целых предприятий продает на основе заказов на проектирование и строительство.
Помимо характера продукции, выбор стратегии определяется также объемом необходимых инвестиций, величиной расходов на товародвижение. Так, в японских компаниях при выборе стратегии придерживаются следующих принципов.
• Изделия, небольшие, компактные, требующие для своего производства высокого уровня технологии, - требуют ориентации на экспорт.
• Изделия, небольшие по размерам, не требующие самой передовой технологии для производства (кинофотоаппаратура, а также часы среднего качества), требуют ориентации как на экспорт, так и на зарубежное производство. В этих случаях осуществлять производственный контроль несложно, поэтому такие производства размещаются в развивающихся странах.
• Изделия, средние по размерам и требующие передовой технологии, подходят для организации зарубежного производства (электробытовые приборы и резиновые шины). Высокий технологический уровень их производства является залогом их высокой конкурентоспособности. Поскольку такие товары требуют особых условий транспортировки, расходы на их товародвижение велики. В то же время, учитывая их широкомасштабное производство и ориентацию на внешние рынки, управлять такими зарубежными филиалами из материнской компании несложно.
• Тяжелое энергетическое оборудование (электрогенераторы) нецелесообразно передавать для выпуска на зарубежные филиалы, поскольку оно производится на заказ и управление таким производством на расстоянии затруднено.
• Сырьевые товары более целесообразно получать со своих подконтрольных зарубежных предприятий или разрабатывать, организуя для этого совместные предприятия.
• Пищевые продукты и текстильные изделия из-за невысокого технологического уровня производства ориентируются в основном на внутренний рынок, однако продукты, обладающие хорошо известным товарным знаком, могут экспортироваться, и в отдельных странах может оказаться целесообразным создавать производственные филиалы.
Ориентация японских компаний в зависимости от характера выпускаемой продукции
Экспорт |
Экспорт и зарубежное производство |
Зарубежное производство |
Кино-фотокамеры |
Кино-фотокамеры среднего качества |
Электробытовые приборы |
Часы |
Часы Застежки-молнии |
Резиновые шины Копировальное оборудование |
Тяжелое электрооборудование |
Проектные разработки Автомобили Суда Сталь Нефтехимические продукты |
Древесина Уголь Руды Железная руда Химические продукты |
Многие японские компании предпочитают стратегию расширения экспорта стратегии зарубежных инвестиций. Это они связывают прежде всего с рискованностью капиталовложений за рубежом. Характерными случаями риска они считают:
- требования профсоюзов страны пребывания филиала о повышении заработной платы местным служащим;
- производительность труда может оказаться значительно более низкой, чем запланировано;
- качество продукции, выпускаемой филиалом, может оказаться более низким, чем продукции материнской компании;
- риск, связанный с политическими, экономическими и конъюнктурными обстоятельствами.
Модель факторов успеха деятельности японских компаний может быть представлена следующим образом:
• высокий технологический уровень материнской компании, ее стратегия на развитие зарубежных операций;
• устойчивое финансовое положение материнской компании;
• компетентность высшего руководства в вопросах учреждения зарубежных филиалов.
Выбор стратегии японскими компаниями
I Выбор ориентация на экспорт |
Причина |
1. Небольшие фирмы производящие новейшую продукцию (высококачественные часы, фотоаппаратуру) |
Транспортные издержки низки |
2. Средние по размерам компании - автомобильные, сталелитейные |
Риск зарубежных инвестиции слишком велик |
3. Крупные компании производящие товары на заказ (электрооборудование и суда) |
Затруднен производственный контроль над зарубежными филиалами |
II Выбор значительное зарубежное производство и небольшой экспорт | |
1 Компании производящие массовые товары с использованием импортного сырья (бумага) |
Транспортные издержки высоки. Зарубежные инвестиции производятся для обеспечения компании источниками сырья (экспорт готовой продукции затруднен) |
III Выбор незначительное зарубежное производство и небольшой экспорт | |
1. Компании, производящие средние по сложности и уровню технологии товары (бытовые электроприборы резиновые покрышки) |
Успешные зарубежные операции |
2. Компании, производящие синтетическое волокно |
Продукция не обладает конкурентоспособностью на мировом рынке |
Стратегия инновации предусматривает ориентацию фирмы на производство продукции, требующей самой передовой, новейшей технологии. Стратегия, направленная на разработку новых видов продукции - одна из важнейших областей принятия решении в японских компаниях. Разработка новой продукции дает возможность компании повышать свою конкурентоспособность благодаря выпуску изделии, отличающихся по назначению и использованию от ранее производившихся.
У успешно функционирующих японских компании 21% продаж приходится на новые товары, которые разработаны за предыдущие 5 лет, они обеспечивают им 23% прибыли. Можно установить прямую связь между степенью обновления продукции и эффективностью функционирования компаний