Менеджер |
Отраслевая структура |
Личный опыт |
Конкуренция |
Коллектив |
Клиенты |
Рынок |
Рис.1. Внешние факторы, влияющие на трудовую деятельность менеджера.
Внешние факторы существенно воздействуют на трудовую деятельность менеджеров всех уровней. Например, изменившаяся отраслевая структура и переход на горизонтальное управление изменили функции управления и труд менеджеров, а их богатый личный и производственный опыт вошел в противоречие с реальной действительностью. Многие менеджеры оказались не готовыми к конкуренции, столь естественной в рыночной экономике.
Для каждой социально-экономической системы целесообразно использовать характерную модель личности менеджера, общий вид которой приведен на рис.2. Очень важным личным качеством менеджера является желание обладать властью над другими людьми.
Личные качества |
Специфические качества |
Общие качества |
По возрасту и направлен-ности: неограничен-ность ограничен-ность качества уп-равленца |
По сенсорской организатор-ской деятельности: общие волевые специальные |
Подготовлен-ность к деятельности |
Ведущая форма возбуждения: логическая практическая эмоциональ-ная |
Динамика психических процессов: сила подвижность возбудимость |
Моральные качества |
Психологические качества |
Трудовой потенциал: здоровье знание умение способности навыки опыт |
Рис.2. Модель личности менеджера
Чтобы быть эффективным менеджером, необходимо быть лидером, то есть обладать способностью влияния на поведение других людей, заставляя их вести себя определенным образом. Выделяют несколько аспектов лидерства на предприятии, одним из которых является стиль лидерства или руководства. Стиль руководства отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, его самооценку и особенности его личности. Эффективность конкретного стиля руководства зависит от ситуации, которая включает в себя содержание выполняемой работы и индивидуальные характеристики подчиненных. Эффективность и возможные пределы избранного стиля руководства определяются тем, насколько хорошо сможет менеджер направить усилия работников на достижение целей, решить конфликтную ситуацию, создать коллектив для работы и управлять стрессовыми ситуациями.
3.Характер и содержание управленческого труда
Мы рассмотрели семь позиций системного подхода управление персоналом, выделив основные подсистемы, характерные для организаций любого типа. Рассмотрели одну из четырех подсистем — формирование персонала организации — и убедились, насколько велика роль руководителя организации, руководителей структурных подразделений, функциональных служб. Еще в большей степени ощутимо влияние руководителей при поощрении работников, оценке результатов их труда, в вопросах их профессионального и служебного роста. Поэтому, прежде чем перейти к изучению этих подсистем, рассмотрим какие именно процессы являются определяющими в деятельности руководителя, и как он осуществляет руководство на различных уровнях управления. Оценивая важность и специфику управленческого труда, целесообразно начать с определения характерных признаков, особенностей и требований к организации и гигиене умственного труда.
Подразделения как составные части компании (организации) заняты своей основной работой (например, выплавкой .стали на металлургическом комбинате, производством обуви на обувной фабрике, обучением студентов в университете). Эти подразделения и их руководителей называют линейными. К их числу относят, например, на промышленном предприятии генерального директора, директора, начальника цеха, мастеров и бригадиров. Линейные руководители несут прямую ответственность за выполнение поставленных перед организацией задач, уполномочены принимать решения об использовании находящихся в их распоряжении ресурсов; обязаны заботиться о персонале, о производстве и продаже продукции. Функциональные службы и их руководители лишены таких полномочий. Их роль заключается в поддержке деятельности линейных руководителей, они могут выступать экспертами в той или иной сфере деятельности. К числу таких руководителей относится директор по персоналу, начальник отдела снабжения и т. п. Независимо от занимаемой должности всем им постоянно приходится решать множество вопросов, касающихся управления деятельностью подчиненных. Решения в области управления персоналом — о приеме на работу и увольнении, о назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной платы и т. п. — принимаются теми руководителями, о чьих подчиненных идет речь. Поэтому каждый руководитель должен хорошо ориентироваться в структуре и системе управления персоналом, действующей в данной организации. В настоящей главе мы также рассмотрим некоторые приемы и методы воздействия на уровне «руководитель — подчиненные». Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования. Навыки руководства. Роль руководителя претерпела много изменений. Деятельность его стала сложнее и напряженнее. Фундаментальные изменения произошли в отношении людей к работе (человек «экономический» и человек «социальный»), в их образовании, в личных ожиданиях; люди лучше образованы и менее склонны к чинопочитанию. Приведем перечень наиболее необходимых менеджеру умений и навыков: 1) понимание своей роли; 2) разумное использование власти; 3) определение заданий для исполнителей; 4) передача полномочий и ответственности; 5) вознаграждение эффективной работы; 6) умение работать с трудными людьми; 7) внедрение группового подхода в управлении, умение формировать команду.