Набор в учебных заведениях. Используя этот метод набора, организация посылает работника, так называемого «вербовщика», который проводит беседы со студентами учебных заведений, рассказывая им о своей организации.
После предварительных бесед вербовщик предлагает кандидатам нанести визит фирме.
Студентам, которые приглашаются на беседу, даётся дополнительная информация, для них проводятся встречи с их потенциальными начальниками и тестирование. Все затраты берёт на себя организация. Если она пожелает принять на работу кого-либо из студентов, то ему делается предложение до того, как он покинет организацию, или вскоре после этого по телефону или почтой.
Профессиональный отбор и приём на работу являются необходимыми составляющими менеджмента персонала. Приём на работу представляет собой ряд действий, предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов на вакантные рабочие места. При отборе и найме сотрудников основной задачей является комплектование штата претендентами, деловые, морально-психологические и иные качества которых могли бы способствовать достижению целей организации.
Подбор персонала представляет собой единый комплекс и должен поддерживаться научно-методическим, организационным, кадровым, материально-техническим и программным обеспечением.
Научно-методическое обеспечение обосновывает общую методологию отбора, научные принципы, методы и критерии, а также применяемый математический аппарат.
Организационное обеспечение – это комплекс научно-обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последовательно на разных стадиях работы с целью сокращения сроков и повышения качества отбора.
Кадровое обеспечение заключается в привлечении всех необходимых специалистов на различных этапах отбора: руководителей высшего звена и соответствующих подразделений, психологов, юристов, экономистов.
Материально-техническое обеспечение включает в себя необходимое финансирование проводимых мероприятий и оснащение требуемой оргтехникой.
Программное обеспечение служит для автоматизации некоторых процедур подбора кадров.
Научно обоснованный подбор кадров позволяет избежать главной и широко распространённой ошибки – субъективной оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о приёме его на работу.
Научно-методические принципы подбора кадров заключаются в:
§ Комплексности – всестороннем исследовании и оценке личности (биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний, деловых и личных качеств, состояния здоровья и т.п.);
§ Объективности – повторяемости результатов оценки личных качеств кандидата при повторном отборе;
§ Непрерывности – постоянной работе по отбору лучших специалистов, формированию кадрового резерва на руководящие должности;
§ Научности – использовании при подготовке и проведении отбора последних научных достижений и новейших технологий.
Прежде чем подобрать кандидата на вакантную должность, необходимо детально и точно представить его модель, т. е. составить профессиограмму – перечень требований, предъявляемых к кандидату данной профессии, специальности и должности. Для составления профессиограммы используют методы профессиографии – технологии изучения требований профессии к личностным качествам и психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека. Различают информационную, коррекционную. Диагностическую и формирующую профессиографию.
Информационная профессиография нацелена на обеспечение профориентационной работы, включает все характеристики, но представляет их кратко, обобщённо и описательно.
Коррекционная профессиография направлена на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека данной профессии.
Диагностическая профессиография служит для организации профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости реакции, точности действий и ответственности за выполнение задания.
Формирующая профессиография применяется в процессе профессионально обучения, охватывает социально-экономические, правовые характеристики профессии в общих чертах и детальную аналитическую проработку технических и технологических сторон деятельности.
Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу руководителей кадровых служб.
Профессиограмма может быть общей или развёрнутой. Общая профессиограмма должна включать в себя следующие общие требования к личности кандидата:
§ пол, возраст, образование, развитость процессов внимания, памяти и мышления;
§ устойчивость эмоционального состояния (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии);
§ психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.);
§ характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях;
§ деловые качества характера;
§ профессиональные и специальные знания;
§ умения и навыки;
§ общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям.
Пример профессиограмм приведён в таблице 1.
Таблица 1.
Профессиограмма
№ свойства п/п личности | Профессия | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Терпимость | + | + | + | 0 | + | + | + | + | ++ |
Искренность | + | + | 0 | 0 | + | + | 0 | 0 | ++ |
Самоконтроль | ++ | ++ | + | ++ | + | + | + | + | ++ |
Педантизм | + | + | ++ | ++ | + | 0 | + | ++ | + |
Воля | ++ | ++ | + | + | ++ | + | + | + | + |
Любознательность | + | + | + | + | + | + | ++ | ++ | ++ |
Интуиция | ++ | ++ | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + |
Аналитический склад ума | + | + | + | ++ | + | + | ++ | ++ | + |
Способность к выполнению рутинной работы | 0 | + | ++ | ++ | + | + | + | + | + |
Экономическое чутьё | ++ | ++ | + | + | ++ | ++ | + | 0 | 0 |
Способность к лидерству | ++ | + | ++ | + | + | 0 | 0 | 0 | 0 |
Коммуникабельность | ++ | ++ | + | + | ++ | ++ | + | + | ++ |
Самообладание | ++ | ++ | ++ | + | ++ | + | 0 | + | ++ |
Внимательность | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + | + |
Память | + | + | + | ++ | + | + | ++ | ++ | ++ |
Богатство воображения | + | + | 0 | 0 | + | ++ | + | ++ | + |