Культура определяется преобладающими постулатами веры и этическими стандартами, доминирующими в организации. Исследования процветающих американских компаний, проведенные Питерсом и Уотерманом, показали, что роль культуры в достижении эффективного управления исключительно велика. Можно утверждать, что культура является краеугольным камнем текущей стратегии, хотя этот факт нередко остается неосознанным в организациях.
Корпоративная культура определяется:
- стилем отношений между сотрудниками и, в частности, между руководителями и подчиненными, в значительной степени формирующим моральную атмосферу;
- стилем принятия решений;
- стилем управления проблемами;
- стилем отношений с внешними компонентами микро- и макросреды;
- отношением к истории организации и ее фольклору;
- набором наиболее распространенных отношений сотрудников к миссии и целям организации;
- реальными и провозглашаемыми руководством ценностями организации;
- этическими стандартами;
- установленными формальными процедурами;
- стилем осуществления изменений в организации.
Культуру организации в значительной степени формируют этические стандарты, основной функцией которых является разграничение "допустимого" и "недозволенного", естественно, с моральной точки зрения. Этика формируется исторически, и на нее наибольшее влияние оказывает корпоративный уровень управления в организации.
Формирование постулатов веры и этических стандартов происходит в организации в процессе ее существования. В тех случаях, когда высшие руководители не занимаются напрямую формированием постулатов веры и стандартов этики и оно происходит стихийно, последние называются естественными. Однако руководство может формировать их целенаправленно. Их называют в таких случаях искусственными. Этот процесс осуществляется с помощью письменно сформулированных принципов. Ниже приведены области, относительно которых могут быть сформулированы постулаты веры:
- важность потребителей и качества их обслуживания;
- отношение к качеству товаров;
- отношение к инновациям;
- отношение к сотрудникам и обязанности организации по отношению к сотрудникам;
- отношение к ответственности перед акционерами;
- отношение к ответственности перед поставщиками;
- отношение к ответственности перед обществом;
- отношение к охране окружающей среды.
Ниже перечислены области, для которых могут быть сформулированы этические стандарты:
- честность и соблюдение законодательства;
- поведение при конфликтах интересов;
- честность при продаже товара и честность используемых маркетинговых приемов;
- отношение к конфиденциальности внутрифирменной информации;
- получение и использование информации о других организациях;
- политическая деятельность внутри организации;
- использование ресурсов организации;
- управление ценами, контрактами, счетами;
- отношения с поставщиками.
Ниже приведены постулаты веры, этические стандарты (кредо) компании Johnson & Johnson:
- мы верим, что наша первая забота - врачи, медсестры, родители, матери и все те, кто пользуется нашими продуктами и услугами;
- все, что мы создаем для их нужд, должно быть только высочайшего качества;
- мы должны непрерывно работать над снижением затрат, чтобы поддерживать цены на доступном уровне;
- заказы наших клиентов должны исполняться быстро и аккуратно;
- наши поставщики и дистрибьюторы должны иметь возможность получать справедливые прибыли;
- мы ответственны за наших сотрудников - мужчин и женщин, работающих для нас во всем мире;
- каждый должен рассматриваться как личность;
- мы должны уважать сотрудников и признавать их достижения;
- сотрудники должны иметь чувство безопасности в их работе;
- вознаграждения должны быть справедливыми и адекватными, а условия работы - безопасными;
- сотрудники должны иметь свободу. Выдвигать предложения и подавать жалобы;
для людей с равной квалификацией должны предоставляться равные права в найме и продвижении;
- наш менеджмент должен быть достаточно компетентным, и его действия должны быть адекватными и этичными;
- мы ответственны за общество, в котором живем и работаем, и за мировое сообщество в целом;
- мы должны быть добропорядочными гражданами -поддерживать хорошую работу и благотворительную деятельность, достойно нести бремя налогов;
- по мере возможности мы должны способствовать прогрессивным общественным переменам в сферах здравоохранения и образования;
- мы должны содержать в хорошем порядке недвижимость, которой пользуемся, защищать окружающую среду и природные ресурсы;
- наконец, мы ответственны перед нашими акционерами;
- бизнес должен приносить приемлемую прибыль;
- мы не должны бояться новых идей;
- мы должны проводить научные исследования, внедрять инновации и нести ответственность за ошибки;
- мы должны приобретать и применять современное оборудование и осуществлять продуктовые инновации;
- мы должны иметь необходимые резервы, чтобы переживать трудные времена;
- наша работа в соответствии с этими принципами будет приносить значительную отдачу нашим акционерам.
После того, как постулаты веры и этические стандарты сформулированы, их следует перевести в письменную форму и довести до сведения сотрудников организации. Этого, естественно, недостаточно. Необходимо осуществлять мероприятия по реализации сформулированных принципов:
- вводить философию, базирующуюся на постулатах веры и этических стандартах, в тренинговые программы для персонала;
- постоянно демонстрировать реализацию сформулированных принципов при подборе персонала;
- проводить "агитационную работу" среди сотрудников;
- официально продвигать принципы во внешнюю среду;
- установить контроль со стороны первых исполнительных руководителей за практическим воплощением принципов;
- тщательно следить за следованием принципам перспективными сотрудниками, планирующимися для продвижения по службе;
- устанавливать процедуры поощрения тех сотрудников, которые достигли наибольших успехов в реализации принципов.
При внедрении принципов необходимо соблюдение символьного соответствия: символы в организации должны соответствовать официально декларируемым принципам. Например, если в организации провозглашен принцип экономии, ему должны соответствовать символы: личный автомобиль главы исполнительной власти не должен быть слишком дорогим, интерьер его офиса не должен быть слишком претенциозен; сотрудники организации должны видеть, что организация очень аккуратно относится к закупкам с точки зрения цен и т. д.
Изменения культуры не могут происходить быстро, поэтому инерционность культуры должна быть учтена при составлении излишне оптимистичных бюджетов. Практика показывает, что в относительно крупных организациях достаточно радикальные преобразования в культуре занимают не менее 3-5 лет.
d.Технологии управления изменениями в организации.