· подбора кадров и приема на работу;
· обучения кадров;
· руководства кадрами;
· оценки качества работы персонала.
Для того, чтобы нанять необходимых работников, следует в деталях знать, какие задачи они будут выполнять, какими качествами и квалификацией должны обладать, то есть, необходимо проанализировать содержание работы, на которую фирма берет сотрудника, так как на малом предприятии на многих должностях работник единственный специалист в своей области на предприятии, и в случае несоответствия его занимаемой должности или его некомпетенции в каких-то вопросах, его просто будет некем заменить, и какая-нибудь задача может остаться без решения. Часто в российской практике руководители малых предприятий стараются заполучить себе универсального специалиста. В результате анализа можно получить достаточно полное представление о должности, а также проверить как она вписывается в структуру предприятия. На основе анализа необходимо составить должностную инструкцию, которая включает следующие параметры:
· название должности и указание лица, которому подчиняется данный работник;
· обязанности и основные функции работника;
· вознаграждение, в том числе, зарплата, сверхурочные, отпуск;
· дополнительные льготы.
Разработав должностную инструкцию руководитель фирмы будет знать, что требуется от сотрудника. Далее необходимо определить критерии, по которым фирма будет подбирать работника, в наибольшей степени подходящего для данной должности. Минимально необходимый перечень таких критериев приведен в таблице:
Критерий |
Характеристика критерия |
Физические данные |
Здоровье, возраст, внешность, манеры |
Образование и опыт |
Профиль и уровень образования, стаж работы, специальные навыки |
Интеллект |
Способность быстро схватывать суть проблемы, свободно выражать свои мысли, умение слушать, желание учиться |
Личные черты |
Трудолюбие, позитивное отношение к жизни, инициативность, упорство, честолюбие (три последние – часто отрицаются российскими руководителями) |
Диспозиция |
Лидерство, чувство ответственности, общительность, хорошее отношение к людям, организованность |
На основе названных критериев составляется весь набор требований для конкретной должности. Это ускорит процесс отбора кандидатов и собеседования с ними.
Для подбора кадров в российской практике существует много методов: через друзей и родственников, путем объявлений в газетах, по радио и телевидению, путем расклеивания объявлений, а также с помощью агентств по трудоустройству. С каждым кандидатом проводится подробное собеседование. Возможно и письменное тестирование. В итоге выясняется пригодность кандидата для соответствующей должности и отбирается наиболее подходящий.
Условия, на которых принимается на работу подобранный работник, обычно излагаются в форме договора с правами и обязанностями сторон. Каждый сотрудник, прежде чем приступить к работе, должен расписаться в документе, где излагаются все условия найма и работы в данной должности. Этот документ впоследствии может защитить и работника и нанимателя от претензий в случае возникновения спора. В процессе отбора кандидатов руководитель фирмы останавливает свой выбор на наиболее квалифицированных и опытных специалистах. Однако трудно рассчитывать, сто новички сразу поймут, например, организационную структуру предприятия или быстро освоят какое-либо специальное оборудование. Да и работающим сотрудникам тоже необходимо обновлять свои знания по различным аспектам бизнеса в привязке к выполняемой ими работе. Отсюда возникает потребность в обучении кадров, которое позволяет решить следующие задачи:
· Персонал узнает больше о своей фирме и вырабатывает чувство принадлежности к ней;
· Работники фирмы узнают о новых разработках и появлении новых видов техники;
· Повышается чувство удовлетворенности коллектива, поскольку люди чувствуют, что их ценят;
· В сочетании с эффективным стимулированием обучение поможет получить максимальную отдачу от персонала.
Обучение можно проводить по разному:
· на рабочем месте;
· короткие консультации в процессе работы;
· организованные курсы обучения в течение какого-то периода времени;
· краткосрочные курсы с отрывом от производства.
Следует продумать и такие вопросы:
Кто будет осуществлять обучение?
Кого необходимо обучать в первую очередь?
Где организовать обучение?
Какова продолжительность обучения?
Какова стоимость обучения?
После завершения программы обучения предстоит оценить ее эффективность. Для этого можно провести опрос сотрудников и инструкторов, анализ их комментариев и в последствии оценить качество работы сотрудника, прошедшего обучение.
В малом бизнесе в целях организации эффективной работы важно формировать коллектив не просто набором отдельных специалистов, а путем создания дееспособных групп. При этом необходимо учесть ряд факторов, которые непосредственно влияют на эффективность работы группы. Эти факторы приведены в следующей таблице:
Факторы, влияющие на эффективность работы группы
Факторы |
Характеристика факторов |
Размер |
От 3 до 9 человек. Предпочтительное число членов – 5 человек |
Состав |
Люди с непохожими чертами характера |
Групповые нормы |
Нормы, принятые группой, определяют, какое поведение и какая работа ожидается от членов группы |
Сплоченность |
Тяготение членов группы друг к другу и к группе |
Конфликтность |
Различия во мнениях повышают уровень эффективности работы, то есть предпочтительно не единомыслие, а здоровый уровень конфликтности |
Статус членов группы |
Имеющие высокий статус члены группы не доминируют |
Роли членов группы |
Члены группы способствуют достижению целей и социальному взаимодействию |
Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи взгляды способствуют достижению целей организации и созданию корпоративного духа, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.