График суммарных земельных платежей оптимальной модели землепользования приведен на рис.6.
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по повышению эффективности использования участка:
В процессе реализации мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка будут получены следующие результаты:
Приведены в соответствие земельному законодательству Российской Федерации права на использование земельного участка.
Проведена инвентаризация земельного участка и выявлены его оптимальная площадь, необходимая для использования зданий и сооружений, а также неиспользуемая часть участка.
Проведено землеустройство и постановка участка на государственный кадастровый учет.
Проведен выкуп участка и оформлено на него право собственности предприятия. Получены соответствующие правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы (решение о приватизации участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности).
Проведена оптимизация землепользования, структуры и объемов земельных платежей. Подготовлен бюджет земельных платежей на долгосрочный период.
Экономический эффект от реализации мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка:
· Общая сумма затрат на реализацию мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка составляет 10,07 млн. рублей.
· Доходы от реализации указанных мероприятий в размере 15,5 млн. рублей будут получены за счет продажи неиспользуемой части земельного участка и снижения размера платы земельного налога вследствие уменьшения площади используемого земельного участка для необходимых производственных целей.
· Помимо оформления прав на землю в соответствии с законодательством Российской Федерации прямой экономический эффект от реализации мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка за 10 лет составит 5,4 млн. рублей.
Заключение
В настоящей работе были исследованы пути совершенствования управления муниципальной недвижимостью. Примером послужил Пушкинский район Московской области.
В результате проделанной работы автор пришел к следующим выводам:
1. Основой эффективного управления является наличие соответствующей нормативной базы, устанавливающей порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.
2. При изучении вопроса совершенствования управления муниципальной недвижимостью полезно изучение зарубежного опыта.
3. При разработке маркетинговой стратегии основной акцент следует делать на оценке факторов внешней и внутренней среды муниципального образования «Пушкинский район».
4. Совершенствование процесса приватизации по средствам создания Фонда позволит КУМИ Пушкинский район получить следующие результаты:
- получить средства муниципальному образованию «Пушкинский район» разом или несколькими крупными траншами при продаже активов по справедливой цене, не обрушая цен на рынке недвижимости;
- иметь реальный временной и ресурсный манёвр для успешной приватизации (один или несколько аукционов вместо нескольких
5. Совершенствование порядка предоставления земельных участков по муниципальной программе «Развитие земельных отношений в Пушкинском районе МО» позволит избежать незаконной практики.
6. Стоимость земельного участка в Пушкинском районе и, следовательно, арендный платеж за него не должны зависеть от вида использования участка, а определятся исключительно его местоположением и окружением. Большая разница в арендных платежах за два рядом расположенных участка, используемых разным образом, нарушает экономическую связь между размером арендой платы и их рыночной стоимостью.
В перспективе 2008 года, Комитету целесообразно выстроить политику управления в сфере имущественных отношений в рамках следующих параметров:
- максимальный уход от различных видов льготного использования муниципального недвижимого имущества;
- сохранение в муниципальной собственности исключительно тех организаций, деятельность которых неразрывно связана с выполнением функций органов местного самоуправления Пушкинский район МО;
- совершенствование учета и системы управления собственностью, посредством завершения формирования реестра муниципального недвижимого имущества, реорганизации муниципальных предприятий, позволяющей оптимизировать их расходы, в том числе по налоговым платежам;
- подготовка нормативной базы и принятие мер по обеспечению сохранности муниципального недвижимого имущества, повышению уровня ответственности его пользователей;
- ужесточение всестороннего контроля за использованием муниципального недвижимого имущества, продолжение работы по сокращению дебиторской задолженности в городской бюджет со стороны недобросовестных арендаторов муниципального имущества и прекращение заключения с ними договоров аренды.
[1] Цит. по "Общеправовой классификатор отраслей законодательства" Юристъ М. 2002.
[2] Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учебн.-практ. пособие. – М.:Дело, 2001.
[3] Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002.
[4] С. Попов С. Лазоревский Судебная практика // «эж-ЮРИСТ» № 3 2007.
[5] Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002.
[6] Информация. Городские новости // газета «Маяк»24.07.2004,02.11.2005, «Пушкинский вестник» 23.07.2006.
[7] Новости // «Пушкинский вестник» 17.08.2007
[8] Цит. по. «Устав Пушкинского муниципального района Московской области».
[9] Кулешова А. «Сегодняшняя жизнь Пушкинского муниципального района» // газета «Маяк» 1 октября 2007 стр. 2.
[10] С 1 января 2005 года НДС на продажу земельных участков отменен согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
[11] А.И. Черкасов. «Управление имуществом в Федеративной Республики Германия» // Мировая экономика и международные отношения № 4 2006.
[12] Муниципальная собственность и инвестиции. - М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2003.
[13] Информация pushkino.org. 12.11.2007