ВВЕДЕНИЕ
Глубокие изменения в экономике России, происходящие в ходе реформ, поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, т.е. от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос. Сложность не в том, чтобы решать проблемы, а в том, чтобы увидеть их. Теория управления материальными запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворения будущего спроса.
Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.
Поскольку оборот запасов находится в прямой зависимости от объема реализации, необходимо использовать все возможные методы стимулирования сбыта и ускорения, оборачиваемости материальных запасов.
Способом ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных средств. При увеличении оборачиваемости вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из–за неизбежных задержек связанных с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары
лишь в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на
определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации.
Регулирование запасов осуществляется на основе расчёта уровня запасов и связанных с ними издержек в частности издержек на текущие запасы.
Основные управленческие решения в отношении материальных запасов касаются определения сроков и количества заказов и влияют на стоимость закупаемых товаров, величину затрат, связанных с оформлением заказов, величину расходов, на хранение запасов и размер ущерба, возможного отсутствия запасов.
Главной задачей, торговых предприятий, является значительное увеличение прибыли и сокращение расходов на содержание товарных запасов.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.
Основная цель данной работы заключается в исследовании проблем и разработке основных направлений совершенствования системы управления товарными запасами ЧП .
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить
следующие задачи:
- изучать теоретические основы управления запасами и виды запасов
- дать краткую характеристику ЧП
- проанализировать существующую систему управления запасами на
ЧП
- разработать пути совершенствования управления запасами на ЧП
Объектом исследования является управление материальными запасами в ЧП
Предметом исследования является управление материальными запасами в
ЧП
В процессе работы были использованы финансирования и бухгалтерская отчетность ЧП ……… а также книги и статьи отечественных и зарубежных авторов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ
В различных источниках литературы выделяют три вида товарно-материальных запасов:
1 сырьевые материалы;
2 товары, находящиеся на стадии изготовления;
3 готовая продукция.
В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории: технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую; текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объёмом в одну партию товаров; резервные (страховые или «буферные»); иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отлаженным спросом). Таким образом………………… значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.[1]
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их
отрицательного влияния:
1 Издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара……… нельзя выполнить за счёт имеющихся товарно-материальных запасов;
2 Издержки в связи …………………., потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
3 Издержки в связи с ………………… выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой.
Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса». [2]Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирм очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности. Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных запасов.
Особенность большинства предпринимательских систем заключается в том, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на данный момент объёмам. Тому есть ряд причин, как-то: задержка с получением заказанных ……………………… определённые ограничения на размер товарно-материальных запасов. Ограничителем выступают издержки на хранение. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказа, а с другой стороны-хранения товаров. Этот баланс достигается выбором оптимального объёма партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа (economic order quantity, EOQ), который вычисляется по формуле
EOQ = 2AD/vr (1)
А - затраты на производство;
D - средний уровень спроса;
r - затраты на хранение;
v - удельные затраты на производство.
Резервные, или «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания.[3] На практике спрос на товары удаётся точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов. В определённой степени услуги, предлагаемые той или иной …………………., предназначенных для приспособления к