В страховых организациях применяют как общие документы такого рода, так и специфические.
Начиная с 1 января 2002 г., страховые организации осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н, а также Дополнениями и особенностями применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2001 г. № 69н. Значение Плана счетов для практического ведения бухгалтерского учета в страховых организациях первостепенно. Именно в Инструкции по применению Плана счетов определено, в каком порядке, объеме и в какие сроки следует отражать операции по договорам страхования, сострахования и перестрахования.[1]
К специфическим документам также относятся правила формирования страховых резервов; правила размещения страховых резервов; требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых в покрытие собственных средств страховщика; положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств и др.
Правила бухгалтерского учета, определенные документами второго и третьего уровней, реализуются организацией при разработке учетной политики, определяющей индивидуальные особенности учета организации. И это уже четвертый уровень системы регулирования бухгалтерского учета.
Документы четвертого уровня - рабочие документы организации, утверждаются руководителем и формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации. Согласно Закону РФ "О бухгалтерском учете" (п. 3 ст. 6) организациям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета. Основное условие при разработке рабочих документов - содержание рабочих документов организации не должно противоречить нормативным актам более высокого уровня.
Документы данного уровня содержат:
- выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования;
- способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а особенности применения утверждаются организацией исходя из специфики хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.);
- способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней.
Организацией самостоятельно утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Важнейшим внутренним документом, регламентирующим организацию и порядок ведения бухгалтерского учета, является учетная политика организации. В учетной политике закрепляются методы и способы бухгалтерского учета, порядок применения которых непосредственно влияет на формирование конечных финансовых результатов организации, отражение ее имущественно-финансового состояния.
При формировании учетной политики страховая организация руководствуется Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98).
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета страховых организаций развивается в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180) и Планом мероприятий Минфина России на 2004 - 2008 годы по реализации Концепции (Приложение к Приказу Минфина России от 16 сентября 2004 г. № 263). Одной из целей Концепции является стандартизация порядка ведения бухгалтерского учета для всех субъектов рынка и внедрение международных стандартов финансовой отчетности.
Организационная структура ООО «Елтранс плюс» выстроена в соответствии со спецификой его деятельности, четко определена иерархия управления.
Выделение структурных подразделений осуществлено по функциональным признакам. Каждое подразделение ООО «Елтранс плюс» включает в себя ряд отделов, которые разделены по признаку специализации. Каждый отдел ориентирован на конкретный вид деятельности. Организационная структура ООО «Елтранс плюс» включает в себя следующие подразделения:
1) основной функцией которого является заключение сделок с ценными бумагами (далее именуемое "Торговое подразделение");
2) основными функциями которого является исполнение сделок с ценными бумагами и учет ценных бумаг и денег данного брокера-дилера и его клиентов (далее именуемое "Бэк-офис").
Нижеуказанные работники брокера-дилера первой категории обладают следующими видами действующих квалификационных свидетельств уполномоченного органа:
1) первый руководитель или его заместитель, курирующий осуществление брокерско-дилерской деятельности, - первой категории (с правом допуска к выполнению работ по заключению сделок с ценными бумагами);
2) руководитель торгового подразделения - первой категории;
3) все работники торгового подразделения, участвующие в заключении сделок с ценными бумагами (за исключением лиц, выполняющих исключительно технические функции), - первой категории;
4) руководитель бэк-офиса - второй категории (с правом допуска к выполнению работ по исполнению и регистрации сделок с ценными бумагами);
5) все работники бэк-офиса, участвующие в исполнении сделок с ценными бумагами и в осуществлении деятельности по учету ценных бумаг и денег данного брокера-дилера и его клиентов (за исключением лиц, выполняющих исключительно технические функции), - второй категории.
Виды деятельности
Изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде, по сравнению с базовым, представлено в табл. 2.
Таблица 2.
Изменение показателей финансово - хозяйственной деятельности ООО «Елтранс плюс» в 2006-2008 гг.
Наименование показателя |
2006 |
2008 |
В абс. выражении |
Темп прироста, % |
Уд. веса, % |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
40 981,0 |
30 576,0 |
-10 405,0 |
-25,4 |
- |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
(29 166,0) |
(27 889,0) |
-1 277,0 |
-4,4 |
20,0 |
Валовая прибыль |
11 815,0 |
2 687,0 |
-9 128,0 |
-77,3 |
-20,0 |
Коммерческие расходы |
(5 522,0) |
(2 053,0) |
-3 469,0 |
-62,8 |
-6,8 |
Прибыль (убыток) от продаж |
6 293,0 |
634,0 |
-5 659,0 |
-89,9 |
-13,3 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
6 293,0 |
634,0 |
-5 659,0 |
-89,9 |
-13,3 |
Текущий налог на прибыль |
(747,0) |
(64,0) |
-683,0 |
-91,4 |
-1,6 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
5 546,0 |
570,0 |
-4 976,0 |
-89,7 |
-11,7 |