Введение
Важнейшим фактором, обеспечивающим переход к социально-ориентированной рыночной экономике, является эффективное использование трудовых ресурсов страны. Для этого необходимы цивилизованный рынок труда, для которого характерно соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противодействие росту безработицы, наличие развитого комплекса социальных услуг для подготовки человека к трудовой деятельности. Многие функции такой организации призвано выполнять государство, тем более, если оно в России согласно конституции - социальное.
Рынок трудовых ресурсов характеризуется количественными оценками экономически активного населения и уровня безработицы. Экономически активное население - это численность лиц, признаваемых законодательством страны способными работать и не обеспечиваемых пенсиями (от 16 до 55 лет для женщин и от 16 до 60 лет для мужчин). К экономически активному населению относятся и работодатели и работополучатели, как занятые, так и безработные.
Согласно российскому законодательству, регистрируемыми безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы, способные и готовые трудиться и которым служба занятости не сделала предложений подходящей работы. Таким образом, безработные это, по сути дела, вынужденно незанятые люди, по отношению к которым государство не смогло выполнить своих обязанностей, оно не предоставило им работу.
Осуществление эффективной политики в области занятости связано с пониманием причин безработицы. В этом плане имеется два качественно различных подхода. Первый связан с крайне ограниченным объяснением безработицы, она объявляется следствием высокой заработной платы (в этом суть так называемой “кривой Филипса”). Второй подход состоит в признании в качестве общей основы безработицы накопление капитала.
Следует проводить различие между безработицей, обусловленной первоначальным накоплением капитала и безработицей, возникающей в развитом рыночном хозяйстве. Безработица периода первоначального накопления (а именно она характерна для сегодняшней России) связана, прежде всего, с лишением непосредственных тружеников принадлежавших им средств производства.
Создание элементов цивилизованного рынка труда в процессе реформирования российской экономики чрезмерно затянулось. Деятельность предприятий, масштабы и направления перемещений рабочей силы пока слабо ориентированы на эффективное использование трудовых ресурсов. Несвоевременная выплата заработной платы, вынужденные неоплаченные отпуска, боязнь людей перед лицом безработицы, заставляющей их мириться с малой заработной платой - все это лишает работников стимулов к высокопроизводительному труду. На многих предприятиях при низких результатах хозяйственной деятельности руководители получают очень высокую зарплату, что снижает их заинтересованность в повышении эффективности производства.
Ситуация в сфере реализации трудового потенциала отражает общее положение в экономике. На протяжении десятилетия реформ в стране происходит обесценение и постепенная деградация трудового потенциала. Его недоиспользование наиболее очевидно проявляется в безработице, но не сводится только к ней. Основная часть "айсберга" - недоиспользование трудового потенциала занятой части населения. В результате качество занятости снижается. Об этом свидетельствуют значительные масштабы частичной и подавленной безработицы, распространение невидимой неполной занятости. Низкий уровень трудовых доходов большой части работников побуждает их искать дополнительные источники средств к существованию, соглашаться на любые условия труда.
Проблема недоиспользования трудового потенциала имела место и в советское время. Особенно остро она начала проявляться с 70-х годов, когда накопление предприятиями излишней рабочей силы стало отрицательно сказываться на трудовой отдаче. Одна из причин нерационального использования трудовых ресурсов - неадекватность сложившегося типа занятости (соответствующего в основном потребностям индустриального общества) императивам экономического развития, связанным с новым уровнем техники и трудовых отношений. К этому времени наиболее развитые страны перешли к новому типу занятости, основанному на ином распределении "ролей" между факторами производства и других формах организации трудовых отношений. Подобный тип занятости характеризуется повышением роли творческого труда; большей гибкостью трудовых отношений; снижением стабильности занятости и формированием соответствующих компенсационных механизмов, встроенных в рынок; ростом доли занятых в отраслях нематериального производства и сфере услуг.
Если прежний тип занятости и характерный для массового индустриального производства труд были подчинены материально-технологическому фактору и органично сочетались с централизованно управляемой экономикой, то новый тип занятости совершенно в нее не вписывался. Эта "несовместимость" во многом обусловливала отставание в соревновании двух систем, кризис внутрипроизводственных отношений, а значит, и неизбежность краха тоталитарной системы.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда - не самоцель, а средство выстраивания новой модели занятости, позволяющей более эффективно использовать трудовой потенциал. Основная цель государственной политики занятости - социально-рыночная трансформация трудовых отношений на современной научно-технической базе.
Наш собственный десятилетний опыт показал, что приватизация и рыночные преобразования сферы трудовых отношений сами по себе не обеспечивают переход к более высокому типу занятости. В России стихийная либерализация рынка труда не сопровождалась ни последовательными промышленной политикой и политикой занятости, ни целенаправленным созданием достаточно широкой и доступной системы социальных амортизаторов. В результате не только сохранились и усилились существовавшие в советские времена формы недоиспользования трудового потенциала, но появились и новые. Противоречие между все еще достаточно высоким образовательным и профессионально-квалификационным потенциалом населения, с одной стороны, и сокращением объема производства и примитивизацией структуры хозяйства, с другой, усиливается.
При самом общем взгляде на динамику структуры занятости можно уловить, казалось бы, прогрессивные изменения: относительное возрастание доли сектора услуг, что приближает соотношение производственных и непроизводственных отраслей в России к аналогичным показателям, характерным для развитых стран.
Однако изменение соотношения занятости в крупных секторах - формальный, малоинформативный критерий. Для более полной оценки тенденций в развитии структуры занятости важно знать причины, повлекшие за собой те или иные изменения, а также внутреннее содержание процессов, происходящих в каждом секторе.