"Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения".
Само понятие "этичного ведения дел" возникло еще в древности в купеческой среде. Репутация купца прежде всего отражала общественную моральную оценку его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей.
Однако широкое распространение движение за этичность бизнеса получило лишь в конце XIX - начале XX веков. Все чаще и чаще начинали звучать утверждения о том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше - так называемая "доктрина капиталистической благотворительности". Крупнейшие бизнесмены своего времени, такие как "стальной король" Эндрю Карнеги или Джон Д. Рокфеллер тратили колоссальные суммы на социальные программы, строительство публичных библиотек и школ. Безусловно, далеко не все предприниматели придерживались подобных взглядов.
В целом, восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:
Ø управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период "дикого" капитализма);
Ø попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;
Ø социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).
В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воззрений в XX веке:
Ø традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечительство считались "хорошим тоном" в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
Ø прямое государственное регулирование (1920е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
Ø плановая социалистическая ответственность (1930е-1980е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план по открытию новых - невыполнение плана каралось государством;
Ø "дикий российский капитализм" (1990е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы социальной ответственности часто принимали характер "прикрытия" незаконных операций;
Ø локальное попечительство (с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.3
Профессионалы бизнеса и широкие слои общественности разделяют глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды.
В этике бизнеса разрабатывают следующие вопросы:
Ø взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой;
Ø проблема социальной ответственности бизнеса;
Ø способы повышения этического уровня организации;
Ø влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и т.д.
Взаимоотношение между этикой бизнеса и другими областями знаний:1
Этику бизнеса принято разделять на две части: макроэтику и микроэтику. К макроэтике относится та часть этики, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами структуры общества: корпорациями, государством и обществом. По микроэтикой понимают исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также учредителями.
Между макросубъектами существуют два уровня моральных отношений:
1. горизонтальный (присутствуют моральные отношения между субъектами, имеющими одинаковые характеристики);
2. вертикальный (присутствуют моральные отношения меджу субъектами, которые обладают разными характеристиками и свойствами). Сюда относят отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и окружающей средой.
Этические решения на микроуровне принимаются большинством людей. Например: ответственность за свое собственное поведение; принятие решений, касающихся других людей, близких, коллег, небольшого коллектива. Некоторым со временем приходится принимать решения на макроуровне, например участвовать в политической деятельности.
На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается этика бизнеса и начинается экономическая теория. Трудно провести анализ взаимодействия этих двух областей знаний, но и не учитывать это взаимодействие нельзя. С одной стороны, этике бизнеса нужно знание экономической теории, если она хочет дать полезные указания тем, кто определяет политику. С другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей. Если этик будет иногда рассуждать как экономист, а экономист – как этик, это и будет проявлением взаимодействия этих двух дисциплин при решении проблем, которые стоят перед деловым сообществом.
Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является концепция утилитаризма. Основателем этой теории считают Иеремию Бентама (1748-1832). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства.
Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло 6ы быть совершено вместо действия первого.
Это вовсе не означает, что правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Речь идет о том, что максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов акции (в том числе человек, совершающий данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать и в том смысле, что он предполагает необходимость преобладания положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Согласно этому принципу, в конечном итоге правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами. Ошибочно думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия, в том числе любые косвенные результаты.