Введение
Исследователи сходятся в одном мнении: современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление важнейших общественных подсистем: социльно-экономической, политической, социокультурной, и все они вместе образуют особую переходную модель. Соответственно, этические нормы, принятые в сегодняшней предпринимательской среде, тоже находятся в процессе становления. Стереотипы и нормы экономического поведения периода советской экономики за последние десять лет практически разрушены. Но государство, призванное создавать целостную систему законов и нормативных актов, которые регулировали бы деятельность предпринимателей и чиновников, не внимательно относится к этическим вопросам становления российского предпринимательства. Если Россия ставит перед собой задачу реформировать общество, то она должна понимать, что экономическая реформа – это еще и реформа морали. Перед Россией стоит задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение, которое несет ответственность за принятие решений, сознательно рискует, соблюдает договоренности, а затем пользуется благами своей деятельности вместе.
Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.
Уровень организации во многом зависит от степени ориентации руководителей и её рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.
Руководители организаций должны всегда стремиться к повышению уровня этичности деятельности своей организации. А, также повышая свой уровень поведения, руководители подают положительный пример для подражания рядовым сотрудникам. Заботиться надо не только о получении прибыли любой ценой, но и о том, что дает общественности деятельность этой организации или фирмы. Руководителям необходимо стремиться к тому, чтобы каждый сотрудник знал и руководствовался правилами этики и этическими нормами поведения в организации.
Но, несмотря на это многие руководители считают, что попытки этической коррекции делового поведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. Поэтому многие руководители считают, что более продуктивным является привлечение на работу выпускников учебных заведений, где была обширная программа обучения основам этики деловых отношений.
К сожалению, в нашей стране далеко не все организации придерживаются правил этики и этичного поведения в деятельности. В основном это организации и корпорации, которые уже завоевали признание на рынке.
Благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, которые возникают на рабочем месте. Некоторые замечательные руководители придерживаются строгих моральных принципов в своей частной жизни, но динамика деловой жизни предписывает им иметь дополнительные крепкие моральные принципы, помимо их собственного морального кодекса.
«Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции и не нанимает никаких работников, то даже в этом случае у такого человека нет возможности забыть об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей»[1]
Существует 30 главных этических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются менеджеры в процессе своей работы. Вот некоторые из них:
Ø Жадность
Ø Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.
Ø Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.
Ø Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров.
Ø Условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.
Ø Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.
Ø Низкое качество работ и товаров.
Ø Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.
Ø Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.
Ø Наличие фаворитов.
Ø Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.
Ø Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.
Ø Уделение малого внимания семье или личным делам из-за обилия работы.
Ø Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев.
Ø Обман служащих с целью получения выгоды для компании.
Ø Оказание негативного влияния на общественный политический процесс путем внесения за взятки изменений в законодательство.
Сталкивающиеся с подобными проблемами руководители, часто принимают наиболее безнравственные решения и совершают нелицеприятные поступки, будучи в жизни честными и имеющими самые благие намерения.
Современная деловая этика должна основываться на трех важных положениях:
1) Создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс;
2) Прибыль и доход рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
3) Приоритет при решении проблем, которые могут возникнуть в бизнесе, должен отдаваться интересам межчеловеческих отношений, а не производству продукции.
Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников по данной дисциплине недостаточно, и они слабо отвечают требованиям практического характера. Преобладает декларативность и назидательность, деловая этика преподносится в форме поучений и моральных норм, необходимых в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что составляет только часть ее предмета — нормативную этику. Много внимания уделяется этикету (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.). В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика — не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их использовать в конкретных ситуациях.