Введение
1.1 Актуальность системного анализа для организационных систем
Сейчас создается очень много организаций и значительная часть людей уже попробовала себя в качестве собственников или руководителей малых и средних компаний. Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний. Системный анализ отчасти дает нам некоторую часть требуемых знаний, помогает понять законы и принципы функционирования организации и прививает нам умение использовать эти законы в практической деятельности.
1.2 Основные понятия системного анализа
Системный анализ - это система методов исследования и создания сложных систем, используемых для подготовки и обоснования решений по проблемам разной сложности.
Система - это конечное множество функциональных элементов и отношения между ними, выделенное из среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала.
Элемент системы - предел членения системы с точки зрения решения конкретной задачи и поставленной цели.
Внешняя среда - совокупность тех объектов, которая влияет на систему.
Подсистема - относительно независимая часть системы сохраняющая функциональные возможности системы.
Структура - это совокупность элементов и связей между ними.
2.1 Обнаружение проблемы
Небольшой спрос на продукцию нашей организации. Незначительное превышение совокупного дохода над издержками, нерациональное распределение и использование имеющихся факторов производства. Следовательно, большая стоимость внешних и внутренних издержек, небольшая прибыль предприятия, увеличивающиеся долги перед кредиторами и работниками. Недостаток средств для найма квалифицированных кадров, слабая конкурентоспособность продукции, выпускаемой фирмой; маленькая доля на рынке.
2.2 Точное формулирование проблемы
Основная проблема - вывод фирмы из кризиса. Увеличение прибыли или приток дополнительных средств даст возможность выйти фирме из наступающего кризиса ( позволит нанять квалифицированных работников, которые помогут более рационально использовать имеющиеся ресурсы, факторы производства, что позволит постепенно отдавать часть долгов кредиторам ).
Для увеличения прибыли организации следует решить следующие вопросы:
1. Стоит ли дальше фирме производить данный товар?
2. Если стоит, то до каких пор?
3. Какая прибыль при этом будет получена?
2.3 Анализ логической структуры проблемы
В данном случае проблема сложная. Здесь можно выделить проблемы, из которых она состоит. Для того, чтобы вывести предприятие из кризиса, требуется решить следующие проблемы:
1. проблема нахождения квалифицированного менеджера;
2. постараться увеличить доход;
3. проблема минимизации издержек;
4. своевременная выплата долгов кредиторам;
Если проанализировать каждую часть проблемы, то получается:
1). Найм квалифицированного менеджера позволит компании быстро выявить направления действий компании для ее скорейшего выхода из кризиса.
2). Вторым этапом может стать попытка увеличения прибыли за счет выпуска новой продукции, развития сети продаж.
3). Минимизация издержек позволит компании сэкономить средства на развитие и модернизацию имеющегося оборудования.
4). Попытка возврата части долга кредиторам будет способствовать улучшению инвестиционного рейтинга компании.
2.4 Анализ развития проблемы ( в прошлом и будущем )
Основная причина появления проблемы - изначальное неправильное управление фирмой. Не был произведен должным образом анализ риска сбыта. Вследствие чего наблюдался небольшой спрос на продукцию фирмы. В этом случае была небольшая прибыль, которая была меньше или примерно равнялась издержкам производства. К тому же увеличивались долги предприятия перед кредиторами. Все это привело к тому , что если в ближайшем будущем не будут решены эти проблемы, то фирма будет объявлена банкротом.
2.5 Определение внешних связей проблемы ( с другими проблемами )
Вывод организации из кризиса очень серьезная проблема, которая требует четкого определения плана действий. В данном случае все проблемы являются как бы составными частями главной проблемы и следовательно они тесно взаимосвязаны между собой.
2.6 Выявление принципиальной разрешимости проблемы
В данном случае мы можем сказать, что проблема устранима. Прежде всего требуются специалисты, имеющие опыт работы с антикризисными программами, которые хорошо знакомы с методами решения ключевых проблем организации в условиях кризиса и способные вселить уверенность работникам фирмы, наладить нормальную технологическую рабочую обстановку в организации.
Для решения возникшей проблемы должны быть использованы следующие возможные методы:
1). Количественный - метод математического анализа, статистический метод. В данном случае он менее подходит для решения данной проблемы.
2). Качественный:
а). Метод мозгового штурма - должны собраться специалисты по антикризисному управлению, сотрудники фирмы, которые должны высказать свои мнения о возможных путях решения проблемы. Потом из высказанных предложений выбираются те, которые способствуют решению данной проблемы; метод основан на принципе эмерджентности.
б). Метод сценариев - представляет описание проблемы и возможные пути ее решения; сценарий считается тем лучше, чем больше путей решения проблемы он предлагает.
в). Экспертный метод - может быть приглашена группа экспертов для решения проблемы.
г). Метод дерева целей - здесь возможно построение дерева целей для более четкого понимания проблемы и для ее быстрейшего решения.
3.1 Определение аспекта рассмотрения системы
В данном случае перед нами стоит четко сформулированная проблема, которая требует немедленного разрешения из-за ее важности и трудности разрешения. К тому же особенность заключается в том, что проблема состоит из нескольких более мелких проблем, которые требуют индивидуального подхода.
3.2 Определение объекта
В качестве системы мы рассматриваем торговую организацию в целом. Торговая организация занимается производством и продажей бытовой техники и комплектующих к ней.
3.3 Выделение элементов ( определение границ разбиения системы )
В качестве элементов системы мы рассматриваем функции сотрудников организации ( финансовые, контроля, управленческие, организационные и т.д )
Все эти функции в целом отвечают за нормальное функционирование организации, а по отдельности отвечают четко за свое направление деятельности.
Если говорить о причине выбора именно этих элементов, то он идет из определения. В данном случае функции сотрудников являются пределом деления системы.