- создание специализированных изданий, агентств, центров, в средствах массовой информации постоянных рубрик, передач и т.д., освещающих деятельность гражданских союзов и их взаимодействие с государственными органами;
- государственная поддержка печатных и электронных СМИ, освещающих социальную тематику, особенно некоммерческих "малых" СМИ.
2. Использование современных средств телекоммуникации.
- создание в интернет открытой всероссийской базы данных гражданских организаций;
- развитие в интернет сетей и порталов гражданских союзов, специализирующихся на освещении их деятельности и пропаганде лучшего опыта взаимодействия с государственными структурами;
- создание доступных для НКО интернет-центров;
- совершенствование структуры данных, размещаемых на сайтах органов власти, с целью расширения возможностей получения информации об их деятельности;
- совершенствование технологии сбора и распространения информации, проведения исследований, обмена опытом и т.д. на базе новых интернет-технологий.
Базовой структурой, обеспечивающей реализацию взаимодействия государства и организаций, может являться созданный в каждом субъекте РФ информационный, образовательный, исследовательский и экспертный центр. Координация деятельности региональных центров осуществляется головной структурой на федеральном уровне.
В основные задачи центров входит:
- реализация элементов образовательных программ для различных категорий руководителей и специалистов НКО и государственных/ муниципальных служащих в соответствии с едиными стандартами, разработанными на федеральном уровне;
- реализация с привлечением НКО пилотных проектов в социальной сфере и других областях с целью внедрения инновационных методов в деятельность НКО и государственных/муниципальных структур;
- доведение до сведения НКО информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления; сбор от НКО предложений по данной тематике и передача ее государственным и экспертным структурам;
- сбор первичной исследовательской информации в рамках региональных и общероссийских исследований, проводимых по вопросам, связанным с деятельностью некоммерческого сектора и развитием механизмов социального партнерства;
- мониторинг деятельности НКО по различным направлениям и межсекторного взаимодействия;
- мониторинг нормативно-правовой базы по вопросам, связанным с деятельностью НКО, общего и отраслевого характера, их экспертная оценка;
- сбор и распространение в регионе и вне его информации о выдвижении и реализации гражданских инициатив;
- сбор материалов для банков данных по НКО, исследователям, экспертам и т.д.;
- методическое обеспечение НКО и органов государственной власти/местного самоуправления по вопросам внедрения эффективных механизмов социального партнерства, развитию финансового рынка гражданских проектов и т.д.
Для финансового обеспечения взаимодействия государства и организаций, а также других программ и проектов по отработке эффективных моделей решения актуальных общественно-значимых проблем в рамках социального партнерства, решения других задач может быть создан федеральный грантодающий фонд - Фонд развития гражданских союзов, аккумулирующий денежные средства и другие ресурсы с целью финансирования на конкурсной основе программ, направленных на развитие инфраструктуры некоммерческого сектора, реализацию пилотных проектов и т.д.
Фонд может проводить конкурсы проектов, осуществлять их экспертизу и сопровождение, оказывать организационную поддержку исполнителям, осуществлять контроль за ходом реализации, организовывать информационное обеспечение проектов и оценку результатов их реализации.
Экономической основой деятельности фонда может являться аккумулирование денежных средств в виде пожертвований юридических и физических лиц, грантов, бюджетных средств и др., а основой его финансовой самостоятельности - инвестирование средств (основного капитала) и распределение доходов, полученных от этого инвестирования, проведение доходных мероприятий (общенациональных лотерей, выпуск благотворительных марок и т.д.).
Финансовое участие государства в деятельности фонда может состоять в передаче ему определенных бюджетных средств в виде процентных отчислений от продажи конфискованного имущества и т.д.
Тем же целям будет способствовать участие НКО в реализации федеральных целевых программ на конкурсной основе, для чего должна быть разработана процедура проведения открытых конкурсов (по типу тендеров).
Экономическое сознание - это совокупность знаний, идей, чувств, настроений, других компонентов, которые отражают экономические процессы и явления и формируют отношение к ним. Непосредственное отражение экономическое сознание находит в экономической практике как целеполагающей общественно-материальной преобразующей деятельности, обусловленной исторически определенными экономическими отношениями. Содержание экономической практики характеризует ее тип. Это либо общественно-материальная деятельность с целью получения прибыли, накопления капитала, воспроизводящая товарно-рыночный тип практики, либо коллективная деятельность для развития человека на основе различных экономических укладов при господстве трудовой социализированной собственности, воспроизводящая нерыночный тип экономической практики. Тому или иному типу практики соответствует и тип экономического сознания.
Ориентация на принцип потребления или принцип прибыли - ключ к пониманию различия типов экономической практики и ее динамики. Все известные нам некапиталистические социально-экономические системы строились на определенном сочетании взаимности, перераспределения, домашнего хозяйства[5]. Мотив прибыли играл в них подчиненную роль. Процесс производства и распределения продуктов труда протекал в соответствии с разнообразными индивидуальными мотивами, которые регламентировались общими нормами поведения на основе традиции, закона, религии. Вместе с тем в средневековой Европе все институты не имели одной, строго определенной социальной функции. Например, церковь, кроме религиозных обязанностей, выполняла еще политические, военные, экономические, научные и др.
Убеждение, что человек - "тварь Божья", постепенно было трансформировано в убеждение, что человек - вещь среди других вещей. Мышление настойчиво двигалось по пути сведения мира только к миру вещей, в котором главное - поиск функциональных связей и зависимостей между предметами воздействующими и предметами, подвергающимися воздействию, а не поиск причинно-следственных связей и зависимостей ("что из чего происходит и во что превращается").
Устранение духовных моментов (этических, ментальных и др.) из оценок причин "предметной реальности" привело к математизации причинных связей, поскольку личностно-субъективные моменты не поддаются формализации и стандартизации. В общественном сознании место религиозных верований и чувств начала занимать механическая рациональность. В феноменологии Э.Гуссерля она определялась как всеобщая "геометризация" повседневного мышления. Рациональность стала методом практики. Количественный подход адаптировался к количественным целям рынка. По выражению философа Г.П.Федорова, западноевропейские общества в результате стали "интернациональным геометрическим местом" или "духовным небытием"[6]. У человека в таком обществе появилось стремление к изменению своей жизни любыми путями.